Тема добра и милосердия

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосер-

дии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газе-

те" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в

Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его

персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию

своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений,

полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф,

Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему.

Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми,

об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо

любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно

гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная

степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему чело-

вечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где

человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и

Маргариты" М.Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время

(Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в

1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии

человеческом...

Вот цитата из дневника Г.Доброва, приведу ее полнстью: "Я пред-

чувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим

детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома

и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и

неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от кото-

рого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были

с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я

прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки.

После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в

бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности

совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже

тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его

обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспом-

нить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшед-

шем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с

удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с

белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал

"в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет

покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше

всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около

кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "

загорелся

матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв неко-

торое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила

надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите

доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица",

и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате

и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не

происходит. Милосердие! - Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор

по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации,

больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю,

воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом"

Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже

душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны!

Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир,

искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе далше? - "Женщина, не теряя благо-

душного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору

вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую

до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним

берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."

Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор,

а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

- Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее

раздвинулась внутрення стена, за которой оказалось ванное отделение и

прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран,

а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - хала-

тик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый прфессор с его

свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого

хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам

здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите?

Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия

Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они

будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на

шабаше, устроенном Воландом?

- Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и

называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро,

Милосердие".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Тема добра и милосердия

Слов:688
Символов:5946
Размер:11.61 Кб.