Сочинения по литературеТолстой Л.Н.Война и мир"Эгоизм умерщвляет великодушие" (Ф.М. Достоевский) (По одному из произведений русской литературы XIX века)

"Эгоизм умерщвляет великодушие" (Ф.М. Достоевский) (По одному из произведений русской литературы XIX века)

Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. Герои его романа-эпопеи "Война и мир", как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего, к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. Как правило, у Толстого положительные женские образы обладают чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с "большим светом", который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе порочные черты своего класса. Каждый герой - порождение среды, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, то наилучшими представителями этих групп будут соответственно являться Элен и Наташа. И Наташа, и Элен - женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию. Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее "белизну плеч", "глянец волос и бриллиантов", "не изменяющуюся улыбку", "очень открытую грудь и спину" - "античную красоту тела". Она напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь "глаза - это зеркало души". Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит. По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы. Если рассказ одного из гостей салона Шерер производил какое-либо впечатление, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Затем она снова переходила к "сияющей улыбке". Наташа Ростова красива совсем по-иному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем. У неё слишком большой рот и худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и "светом". Наташа - щедро одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она вовсе не похожа на Элен, Жюли, Шерер. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов. Уклад жизни Ростовых, обычаи, традиции - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тя

нутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Постоянно изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может "зареветь, как ребенок", то есть быть естественной и не стесняться этого. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств. Общество видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму. Наташа выглядит не красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрей осознаёт красоту вокруг и понимает, что жить стоит. Ему хочется действовать, делать людям добро. Противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман, ненатуральность их отношений. К сожалению, лишь после свадьбы он понимает всю ничтожность и низость этой женщины. Наташа, напротив, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует всем ради людей. Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы. Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Везде видна ее нежная, естественная душа. Вот она плачет с Соней, только потому, что плачет подруга; вот она искренне радуется, когда видит, что Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она неопытна, зато она постоянно изменяется. Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому жизнь Элен - однообразна и скучна. А у Толстого "спокойствие - душевная подлость". Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное - хочет всем помочь. Элен не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни. Для неё брак - лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, - наглядное тому подтверждение. Семья и дети не играют в её жизни никакой роли. Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения. Вот Наташа - женщина в прямом смысле слова. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения женщины. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Лучше быть "плодовитой самкой", чем "великосветской львицей".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: "Эгоизм умерщвляет великодушие" (Ф.М. Достоевский) (По одному из произведений русской литературы XIX века)

Слов:802
Символов:5690
Размер:11.11 Кб.