Сочинения по литературеШолохов М.А.Тихий ДонТрадиционные ценности донского казачества в романе

Традиционные ценности донского казачества в романе

Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон”, несомненно, является наиболее значительным и серьезным его

произведением. Здесь автору удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и связать все это с

конкретными историческими событиями.

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского

казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период,

который отразил Шолохов в своем произведении. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к

женщине, необходимость свободы — вот те нравственные основы, без которых не мыслит себя вольный казак.

Жизнь казаков определяется двумя понятиями — они и воины, и хлеборобы одновременно. Надо сказать, что

исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были

вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и

сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество

существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обусловливало сохранение у казаков древних

обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к

коню, который выступает у них не просто орудием производства, но верным другом в бою и товарищем в труде (за

сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются в

уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда,

когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым

войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Основную массу казачества

составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь

являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать

хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к

средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к

земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать

близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать

фронт и не вести наступление дальше границ округа.

Казаки у Шолохова очень свободолюбивы. Име

нно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться

продуктами своего труда и толкнули их на восстание. Стремление казаков к свободе в какой-то мере объясняется их

традиционной автономией внутри России.

Вообще, свобода для казачества — не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно

воспринимали попытки посягательства на нее со стороны большевиков. Борясь против красных, казачество не

стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденном

чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской

властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является

трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Григория можно сравнить с диким

гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.

В доме безграничной властью обладает глава семейства, но и здесь у Шолохова в известной мере присутствует

тематика свободы. Казачка в изображении Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а

личностью, наделенной определенными представлениями о свободе. Именно такие в романе Дарья и Дуняша. Первая

всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с

равным. Дуняша по отношению к родителям ведет себя более почтительно. Ее стремление к свободе проявляется уже

после смерти отца в разговоре с матерью о замужестве.

Очень широко в романе представлен мотив любви. Кроме Дуняши и Кошевого, в романе показана история любви

главного героя Григория Мелехова к Аксинье, которая, несомненно, является одной из наиболее любимых героинь

Шолохова. Любовь Григория и Аксиньи проходит через весь роман, временами ослабевая, но вновь вспыхивая с новой

силой. Влияние этой любви на события в романе очень велико и проявляется на самых различных уровнях — “от

семейного и бытового до судьбы всего края”. Из-за любви Аксинья уходит от мужа.

Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается земле, свободе и любви — вечным законам

человеческого бытия. Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к

земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением красных из-за своей неорганизованности и

недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью и

жизнью.

Таким образом, в романе М. А. Шолохова “Тихий дон” широко представлены вечные законы человеческого бытия,

согласно которым живет вольное казачество. Более того, именно на них основан сюжет романа-эпопеи.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Традиционные ценности донского казачества в романе

Слов:791
Символов:5812
Размер:11.35 Кб.