Сочинения по литературеШолохов М.А.Тихий ДонТема поиска жизненной правды в прозе М. Шолохова (по роману "Тихий Дон")

Тема поиска жизненной правды в прозе М. Шолохова (по роману "Тихий Дон")

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — это роман о судь­бах нашего народа в эпоху крушения старого мира и построения нового. В нем нашла свое отражение ав­торская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. М. Шолохов создал целую галерею образов, ко­торые по художественной ценности и по силе своей выразительности встали в один ряд с самыми замеча­тельными образами мировой литературы.

Тема поиска жизненной правды наиболее полно на­шла свое отражение в образе главного героя произве­дения Григория Мелехова. В нем автор ярко и многосторонне изображает характерные черты нашего на­рода. Внимательно проследив за его жизнью, мы попытаемся понять, как М. Шолохову удалось ре­шить проблему нравственных исканий своего героя.

В начале произведения Григорий Мелехов — моло­дой казак, сильный, смелый, удалой. Он блестящий наездник, усердный труженик, любит порыбачить и поохотиться. Можно сказать, что он вполне счастлив и беззаботен.

Казаки издавна жили привольно на Дону: сеяли хлеб, вели хозяйство, воевали с татарами и турками, служили надежной опорой русским царям, бесстраш­но сражаясь с врагами отечества. Конец этой радост­ной, полной труда и забот жизни описывает в первых книгах романа «Тихий Дон» М. Шолохов. Рушится безвозвратно веками сложившийся привычный образ жизни.

В 1914 году Григорий Мелехов оказывается на по­лях кровавых сражений Первой мировой войны. Тра­диционная казачья приверженность к воинской славе выручает его и здесь. Нашего героя отличает исклю­чительная храбрость в кровопролитных схватках с врагом, но вместе с тем он очень чувствителен к любо­му проявлению жестокости и насилия над слабыми и беззащитными. В нем зреет протест против ужасов и нелепостей этой войны. В госпитале, где Григорий на­ходится после ранения, под влиянием революцион­ной пропаганды у него появляются сомнения в пре­данности воинскому долгу.

Воевать с врагами — дело для казаков, в общем-то, привычное, а вот революция — это совсем другое. В феврале 1917 года царь российского государства, ко­торому они присягали служить верой и правдой, ока­зался низвергнутым. В обществе произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая раньше задача вы­бора: кому верить, чью сторону принять. Наш герой мучается теми же сомнениями, что и все казачество. Вначале ему близко мнение Изварина, который гово­рит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего, избавле­ние казаков от всех опекунов... Избавь, Боже, от дру­зей, а с врагами мы и сами управимся». Но после встречи с другим героем романа Подтелковым Григо­рий Мелехов склоняется к красным, воюет на их сто­роне, хотя в душе еще не пристает к какому-либо бере­гу. Но по-другому и быть не могло. Эти сомнения рож­дает в нем его социальное положение — он крестьянин-середняк. В нем сосуществуют как бы две души: собственника и труженика, в этом причина всех его колебаний. После ранения он едет в свой род­ной хутор. И там его еще больше терзают сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Труд­но нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет». Григорий совершенно потерялся в круговороте происходящих событий. А когда большевики прихо­дят на его любимый Дон и творят грабежи и насилие, он выступает на стороне казаков-бунтовщиков против Красной Армии. Теперь он может бороться за то, что ему близко, дорого, за то, что он любил всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа,— в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой прав­ды, под крылом которой мог бы погреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя прав­да, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бо­роться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не кача­ясь, как в стенке,— а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Григорий Мелехов отличается от других казаков тем, что он всегда находится в мучительном поиске правды. Он не может сделать для себя окончательный выбор между красными и белыми, видя фальшь в дей­ствиях и тех, и других. Ему кажется абсурдной ситуа­ция, когда встречаются вдруг однокашники, кумо­вья, люди, верящие в одного Бога, которые раньше называли друг друга земляками. Они радуются встре­че, делятся воспоминаниями, а назавтра оказывают­ся по разные стороны войны. В смертельной драке брат

идет на брата, сын на отца, разливаются крова­вые реки по родной донской земле. Человеческие за­коны, которые налаживала жизнь веками, доблесть, честь, традиции — все забыто, растоптано. И вот уже сам Григорий, не принимавший ранее бессмысленное кровопролитие, легко может решить чужую участь. Он становится командиром повстанческой дивизии. От многолетнего военного убийства что-то будто лома­ется в его измученной душе: он забывает даже о род­ной семье и все безразличнее становится к самому себе. Прозрение приходит к Григорию после одного из самых отчаянных проявлений его казацкой удали: он один, оставленный сотней, мчится прямо на пулемет и рубит шашкой четырех матросов. Это заставляет его рвать на себе шинель и кататься рядом с трупами уби­тых им людей. « Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите ради Бога... Смерти... предайте!».

Григорий постепенно осознает, сколько страданий несет их восстание и опять вступает в неизбежный для него конфликт с окружающим мироустройством. На фоне этих метаний Григорий Мелехов переживает также трагедию и в личной жизни: неудачный брак, запретная любовь, целая череда смертей родных и лю­бимых людей.

В образе этого героя М. Шолохов отражает путь, ха­рактерный для среднего казачества: переход от мо­нархии к большевизму, затем к автономии и, нако­нец, снова к большевизму. Григорий — яркая лич­ность, ему с трудом даются такие перемены, он сильнее других переживает противоречия той эпохи.

Итак, восстание разгромлено, а вскоре и белая ар­мия терпит окончательное поражение, что приводит Григория к последней степени отчаяния. И опять его судьба делает крутой поворот — он вступает в конную армию Буденного, где так же героически воюет с по­ляками, желая очиститься, таким образом, перед большевиками. Но в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением, тоже нет спасения для Григория. С горькой улыбкой он гово­рит, что завидует красноармейцу Кошевому и бело­гвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...». После разговора с Кошевым, он понимает, что не может надеяться на прощение со стороны советской власти. Под угрозой ареста, а, следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий ночью, украдкой, покидает хутор. Он выну­жден скрываться в лесу, где и попадает к повстанцам Фомина. Это люди совсем не его масштаба, но другого выхода у него просто нет. После долгих скитаний, тос­куя по Аксинье и детям, он тайно возвращается до­мой. Положение Григория, действительно, безвыход­ное. Бегство с Аксиньей на Кубань — последняя наде­жда найти свое жизненное счастье. Но оно длится недолго — случайная пуля лишает его самого доро­гого — любимой женщины. У Григория ничего не оста­лось, все, что было дорого — отнято этой бессмысленной чередой кровавых событий. Слишком дорогую цену пришлось заплатить ему за поиски жизненной правды.

Скрываясь в лесу от людей, Григорий испытывает сильное желание «походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и по­мереть... ». И он возвращается в родной хутор. М. Шо­лохов заканчивает свой роман трогательной картиной встречи героя с сыном: «Что ж, вот и сбылось то не­многое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огром­ным, сияющим под холодным солнцем миром».

С черной выжженной пожарами степью сравнива­ет М. Шолохов жизнь Григория в конце романа. Сме­лый, сильный человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических событий.

О дальнейшей судьбе Григория Мелехова мы мо­жем догадываться по ходу романа: скорее всего он вернулся, чтобы погибнуть от руки коммунистов в лице Михаила Кошевого.

М. Шолохов оставляет финал открытым, ставя пе­ред читателями вопрос о праве на жизнь своего героя. Такой конец романа был резко воспринят писателя­ми-современниками.

Перед нами прошла целая человеческая судьба. Промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая. Неправильно было бы сказать, что жизненные иска­ния нашего героя зашли в тупик, нет. У него была яр­кая жизнь, настоящая любовь и, возможно, ему дано право стать счастливым отцом. Он всегда руково­дствовался в жизни своими собственными принципа­ми и убеждениями, стараясь найти лучшую долю для себя и дорогих ему людей.

За роман «Тихий Дон» М. Шолохов был награжден Нобелевской премией, что само за себя говорит о вели­чии и огромном значении этой книги.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Тема поиска жизненной правды в прозе М. Шолохова (по роману "Тихий Дон")

Слов:1345
Символов:9397
Размер:18.35 Кб.