Сочинения по литературеБунин И.А.Сны ЧангаРассказ И. Бунина "Сны Чанга"

Рассказ И. Бунина "Сны Чанга"

И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин — фаталист, его

произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией

модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам

любви, смерти и природы.

О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его

творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание

народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только

поэзии, но и прозе.

В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза,

вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как

рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Историки литературы считают, что эти

произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную

художественно-философскую трилогию.

Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало произведения — «Не все ли равно, про кого

говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле» — навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах,

как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо — от муравья до человека?

И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаниям в рассказе.

А сюжет произведения таков.

Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого кислоглазого китайца рыжего щенка с

умными черными глазами. Чанг (так звали собаку) во время долгого путешествия становится единственным

слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него в Одессе квартира,

любимая жена и дочка.

Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не

любит. Без мечты, без надежды на будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце

концов, умирает.

Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг. Интересно наблюдать за

изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление

о счастье. Во время плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна жизнь, боже мой, как великолепна!»

Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому был счастлив. «Было когда-то две правды на свете,

постоянно сменявших друг друга: первая — та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая — что жизнь мыслима лишь

для сумасшедших». Теперь после потери любви, после разочарования у капитана остается только одна правда,

последняя. Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… «Нет у них ни бога, ни совести, ни

разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости». Вот такие

внутренние изменения претерпевает наш герой.

Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим счастливого капитана,

«размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с подн

ятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом

зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, живущим на

гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга-художника, только что обретшего

правду жизни. У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника — чистота, тепло, уют, старинная

мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить эти две правды и показать как осознание той или

иной влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для

читателя эмоциональную окраску и обстановку.

С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко просматриваются две

параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же

происходит сообщение между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той

нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг — единственный в рассказе,

кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных

туманов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга Бунин наделяет чувством «безначального и бесконечного

мира, что не доступен Смерти», то есть ощущением подлинности — невыразимой третьей правды. Капитана

поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком мире. Теперь, ибо он, по

Бунину, следует безропотно «сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…»

Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.

В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?

В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев). На примере их образа жизни

писатель говорит о возможных путях человеческого счастья.

Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые

«работящие люди».

Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены.

Воплощение — образ капитана.

Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.

В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через

реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и

собака были счастливы.

Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским произведением рубежа веков. В

нем рассматриваются такие вечные темы как любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только

на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень

актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься

о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда

людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш

внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины, неподверженные никакому

влиянию и никаким переменам.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Рассказ И. Бунина "Сны Чанга"

Слов:998
Символов:7010
Размер:13.69 Кб.