Сочинения по литературеСвободная темаЧеловек и природаПрирода это чудесный и необъятный храм

Природа это чудесный и необъятный храм

Как и в реальной действительности, поэтическом мире Есенина время и пространство связаны с движением ( восход поливает красной водой капустные грядки, болото курит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл из рощи ). Есенинская метафора бывает и именной и глагольной, каждая из которых в свою очередь подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся.

Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» - цветы и олицетворяющая: «желтый лик» - диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» - умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» - зазвонили. Таким образом, существительное является основой есенинской метафоры, а олицетворения и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами ( глагольная: «прибрела весна»; именная: «подол вечера»; эпитетная; «сонная тишина» ) имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плывет задумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив и дик»). Есенинская метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова ( снег, цветение, голубой, песни и т.д. ) метафоризуются и даже символизуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества.

В стихотворении «Поет зима - аукает…» умело и со вкусом использованы антропоморфные метафоры и сравнения. Зима «аукает» и «поет», «баюкает» мохнатый лес, «метелица ковром шелковым стелится», а вьюга ревет и злится.

* Дремлет лес под сказку сна.

* Поет зима - аукает,

* Мохнатый лес баюкает…

* А по двору метелица

* Ковром шелковым стелится.

* Улыбнулись сонные березки,

* Растрепали шелковые косы.

В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую - то первозданность. Например:

* Сонный сторож стучит

* Мертвой колотушко

й.

В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенской умиротворенной тишины. В стихотворении «Микола» интонация «сказочно - волшебная». Создавая свой сказочный мир, поэт находит новые метафоры и эпитеты.

* Кружевом лес украшен,

* Ели словно купина,

* По лощинам черных пашен -

* Пряжа выснежного льна.

* Злые скорби, злое горе

* Даль холодная впила;

* Загораются, как зори,* В синем небе купола.

* Под березкою - невестой,

* За сухим посошняком,

* Утирается берестой,

* Словно мягким рушником.

Былинную тональность «Песни о Евпатии Коловрате» усиливают метафоры, для которых материалом служит не только земная природа, но и тела «небесные»: звезды - ласточки загадывают «думу - полымя», называя месяц «желтым ягнищем», советуют ему не «бодаться» с тучами. А сам месяц находится на «привязи» и на землю «кровью кашляет», видя, как татары льют реки крови.

* Как взглянули звезды - ласточки,

* Загадали думу - полымя:

* Чтой - то Русь захолынулася,

* Аль не слышит лязгу бранного?

* Щебетнули звезды месяцу:

* «Ой ты, желтое ягнятище!

* Ты не лени траву небесную,

* Перестань бодаться с тучами».

* Как взглянул тут меся с привязи,

* А ин жвачка зубы вытерпла,

* Поперхнулся с перепужины

* И на землю кровью кашлянул.

Для поэта природа - это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовь к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Природа это чудесный и необъятный храм

Слов:648
Символов:4262
Размер:8.32 Кб.