Сочинения по литературеСвободная темаШкола,учителяОпыт передовых учителей для изучения русского языка литературы

Опыт передовых учителей для изучения русского языка литературы

Опыт всех передовых учителей страны, требования времени все настойчивее диктуют необходимость глубокой гуманитаризации образования. К гуманитарному циклу школьных дисциплин надо отнести литературу, историю, языки, обществоведение, человековедение (включающее, в свою очередь, широкий круг предметов – от физиологии и семейно-полового воспитания до психологии), искусство (изучение музыки, живописи, театра, кино, телевидения, архитектуры, скульптуры). Необходимость в этом тем более велика, что до сих пор над умами многих довлеет технократическое мышление, порожденное эпохой НТР.

Одна из опаснейших иллюзий научно-технического прогресса заключается в том, что человек может быть хорошим специалистом в своей узкой сфере, не зная искусства, не имея к нему тяги, не обращая внимания на духовную жизнь общества. Нынешнее обострение экологической обстановки уже начало расшатывать этот миф, но он еще очень силен, тем более что технократия вкупе с административной системой успели заразить значительную часть общества цинично-прагматической идеологией – после нас (да и при нас) хоть трава не расти, лишь бы нам было выгодно. Уроки литературы в школе должны быть направлены против бездушного рационализма, цинизма и рвачества.

Рассказы о различных формах инициации учитель найдет в специальной литературе, хотя бы в книге Д. Д. Фрэзера “Золотая ветвь”, дважды переиздававшейся у нас в начале 80-х годов. Да и двенадцать подвигов Геракла тоже есть разновидность инициации. Вспомним, как в романе “Туманность Андромеды” И. А. Ефремов мечтает о возрождении подобных испытаний для молодежи будущего. А пока что наши де

ти могут сопоставить древнюю инициацию с их школьными экзаменами и сделать соответствующие выводы.

Полезным было бы сопоставление эпизода с русской народной сказкой “Лихо одноглазое”. Удивительны совпадения ее с гомеровским текстом; на их основе выстраивается целая таблица:

* Кривая старуха (Баба-яга) Ее избушка в лесу

* Съеден портной, который был вместе с кузнецом

* Кузнец обманывает старуху-ягу и вышибает ей последний глаз

* Кузнец в шубе, вывернутой шерстью наверх, притворяется овцой и спасается

* Кузнец смеется над Лихом и за это платится увечьем

* Одноглазый великан Его пещера

* Товарищи Одиссея (половину из них съедает циклоп)

Одиссей обманывает Полифема и вместе с друзьями выкалывает ему глаз

Одиссей и его друзья выходят из пещеры под брюхами поли-фемовских овец и баранов

Спасенный Одиссей хвалится перед циклопом и этим подвергает опасности себя и друзей

Чем объяснить такие совпадения? В первую очередь тем, что в основе обоих произведений лежит общий для всех древних народов обряд инициации. Во-вторых, тут возможны какие-то отдаленные взаимовлияния, миграции сюжетов, о конкретных формах которых до сих пор спорят ученые. Детям полезно будет знать, что наука знает далеко не все, что чем больше человек знает, тем сильнее он убеждается в том, что область Неведомого как будто растет и ширится!

Почему, например, столь распространен в мировом фольклоре образ одноглазого чудовища? Академик В. М. Жирмунский в книге “Тюркский героический эпос”

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Опыт передовых учителей для изучения русского языка литературы

Слов:448
Символов:3290
Размер:6.43 Кб.