Сочинения по литературеГоголь Н.В.РевизорГОГОЛЬ КОМЕДИЯ 'РЕВИЗОР"

ГОГОЛЬ КОМЕДИЯ 'РЕВИЗОР"

Комедия Н. В.

Гоголя “Ревизор” была написана в 1836 году.

Комедия точно отражает время ее написания,

время эпохи Николая I, время

доносов и слежки. Сам Гоголь замысел “Ревизора”

определил так: “В “Ревизоре” я решил

собрать в кучу все дурное в России, какое я

точно знал, все несправедливости... и за

одним разом посмеяться надо всем”.

Сюжет

комедии рожден действительностью, он

навеян извращениями николаевской реакции:

одного петербургского молодого чиновника

принимают в провинциальном городе за

ревизора, и он, весело проведя время,

обобрав чиновников, безнаказанно уезжает.

Такая ситуация характерна для

бюрократического режима николаевской

России, когда служили лицам, а не делу, когда

каждый, или почти каждый, находясь на службе,

старался

обмануть другого.

Городничий

делами города не занимается и всех держит в

страхе своей свирепостью. “Такие обиды

чинит, что описать нельзя”,— жалуются на

него купцы. Приказал, не разобравшись,

высечь унтер-офицерскую жену на базаре.

Городничий берет взятки, и только в больших

размерах. Под стать городничему и другие

чиновники: завистливые, ограниченные, они

рассматривают службу только как источник

дохода. Судья Тяпкин-Ляпкин прочел в жизни

пять или шесть книг, и поэтому считается “вольнодумцем”,

взятки он берет борзыми щенками. Попечитель

богоугодных заведений Земляника запустил

дело так, что больные в халатах похожи

больше на “кузнецов”. О том, что

представляет собой “наставитель юношества”,

смотритель учебных заведений Хлопов,

свидетельствует его же реплика: “Не

приведи Бог служить по ученой части! Всего

боишься...”

Для того,

чтобы полностью понять характер Сквозник-Духановского,

достаточно пронаблюдать его действия.

Городничий, получивший “уведомление” о

тайном приезде ревизора, собирает своих

подчиненных и дает им совет, как правильно

приготовиться к этому “пренеприятному

событию”. Почти сразу же

выясняется, что в местном трактире уже

появился кто-то, денег за еду не платит и

ведет себя вызывающе. Этого было достаточно,

чтобы перепуганные чиновники приняли

обыкновенного человека за важную особу.

Каждый из

героев, встревоженный известием о

возможной ревизии, ведет себя в

соответствии со своим характером и своими

действиями против закона. Городничий

приезжает в трактир к Хлестакову, полагая,

что тот — ревизор. В первые минуты оба

напуганы: городничий думает, что этот

приезжий не доволен порядками в городе, а

Хлестаков подозревает, что его хотят

отвести в тюрьму за неоплату накопившихся

счетов. Эта сцена раскрывает суть, этих двух

характеров: трусливость и увертливость

Хлестакова и м

ногоопытную изворотливость

городничего. Постепенно Хлестаков начинает

понимать, что его принимают за какое-то

важное лицо, и поэтому рассказом о своей

столичной жизни старается придать себе еще

больше важности. Все по-очереди ездят к

Хлестакову, стараясь предупредить его

действия. Каждый знает о своих грехах и

старается привлечь внимание “ревизора” к

недостаткам другого. Поливая грязью друг

друга, чиновники раскрывают, как низко и

мерзко они живут. Льстят, заискивают,

стараются откупиться взятками.

Хлестаков в

этом обществе чувствует себя все проще: он

обедает у городничего, ухаживает за его

женой и дочкой, “одалживается” у

чиновников, принимая все, что можно, и от

купцов и т. д.

Случай с

Хлестаковым ничему не научил чиновников. К

приезду настоящего ревизора ни городничий,

ни его подчиненные оказались не готовы.

Пьеса заканчивается немой сценой.

Мастерство

Гоголя проявилось не только в том, что

писатель сумел точно передать дух времени,

характеры персонажей, соответствующие

этому времени. Гоголь удивительно тонко

подметил и воспроизвел языковую культуру

своих героев. У каждого персонажа свой

склад речи, своя интонация, лексика. Речь

Хлестакова бессвязна, в разговоре он

перескакивает с одного момента на другой: “Да

меня уже

везде знают... С хорошенькими актрисами

знаком. Я ведь тоже разные водевильчики...

Литераторов часто вижу”. Речь попечителя

богоугодных заведений очень изворотлива,

льстива. Ляпкин-Тяпкин,

“философ”, как его называет Гоголь,

говорит невразумительно и старается

употребить как можно больше слов из

прочитанных им книг, делая это часто

невпопад. Бобчинский и Добчинский всегда

говорят наперебой. Их словарный запас

сильно ограничен, они обильно пользуются

вводными словами: “да-с”, “изволите видеть”.

Белинский

выделил в комедии два конфликта: внешний —

между чиновничеством и мнимым ревизором, и

внутренний — между самодержавно-бюрократическим

аппаратом и широкими слоями населения.

Решение ситуаций в пьесе связано с

характером этих конфликтов. Внешний

конфликт обрастает множеством самых

нелепых, а потому смешных столкновений.

Гоголь не щадит своих героев, обличая их

пороки. Чем беспощаднее автор к комическим

персонажам, тем драматичнее звучит

подтекст внутреннего конфликта. Это —

бередящий душу гоголевский смех сквозь

слезы.

“Смех

Гоголя — средство борьбы с общественными

пороками, он положительно сказывается на

формировании новых воззрений и

нравственности. Достижения Гоголя как

драматурга проложили дорогу пьесам А. Н.

Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М.

Горького.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ГОГОЛЬ КОМЕДИЯ 'РЕВИЗОР"

Слов:554
Символов:6156
Размер:12.02 Кб.