Сочинения по литературеГоголь Н.В.Ревизор«Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

«Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» положила начало комедии общественных нравов и характеров.

Захолустный провинциальный городок — место действия пьесы.

Время действия — 1831 год, что выясняется по высказываниям судьи. Усиление политической реакции в стране, кризис крепостного права характеризуют этот исторический период.

Комедия охватывает все основные общественные классы того времени.

Гоголь поставил перед собой цель — собрать все дурное в общественно-политическом строе царской России и осмеять его.

Писатель-сатирик беспощадно разоблачает бесчестие государственных чиновников, а также представителей других сословий. В комедии Гоголь не показал ни одного честного человека.

Хлестаков — сложный образ. Главные черты его характера — лживость и хвастливость. Во время вранья он предстает перед самим собой уважаемым человеком. Никто в жизни, «сосулька» врет «вдохновенно», представляя себя важным человеком. Хлестаков выдает себя за писателя и поэта, прикидывается благородным и богатым человеком, хвастается роскошным обедом, который ему привозят из Парижа вместе с арбузом стоимостью в семьсот рублей. Лживый и пустой, он показался чиновникам интересным и умным. Но Хлестакова нельзя назвать вруном сознательным: в речах его нет цели, в словах и поступках нет связи.

Гоголь считал, что в каждом человеке есть частица Хлестакова («Хлестаков — он везде»). Этот образ — широкое художественное обобщение писателя. Поэтому-то и превратилось имя. Хлестакова в широкое понятие «хлестаковщина».

Интересно, как сближает страх перед приехавшим в город «ревизором» (Хлестаковым) всех чиновников города, за которыми много накопилось всяческих беззаконий. Даже городничий испытывает ужас.

Когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что ревизор приехал и временно проживает в гостинице, городничий дает распоряжение полиции о наведении порядка на улице и едет в гостиницу, чтобы представиться Хлестакову.

В. Г. Белинский назвал «приступ» к ревизору во втором акте образцом подьяческой дипломатии. Сначала робкий городничий смелеет, увозит с собой Хлестакова, заезжая по дороге для угощения к Землянике.В доме у городничего ревизора окружают чиновники и льстят подвыпившему и осоловевшему от еды молодому человеку. Он начинает понимать, что его путают с каким-то важным проверяющим. «Елистратишка» принимает роль, которую ему навязали. Он врет, берет «в долг» деньги и искренне думает о себе, как о великом человеке. В глазах чиновников он вырастает в столоначальника, в министра, в писателя, а потом и генералиссимуса.

Чиновник

и поодиночке представляются Хлестакову, дают ему взятки, обливают друг друга грязью. Купцы подают ему на городничего жалобы. Мещане приходят с устными просьбами и без приношений.

Хлестаков беспредельно наглеет. Вот он уже ухаживает за женой и дочерью городничего, получает даже согласие отца семейства на брак с Марьей Антоновной. Это кульминация, высшая точка в развитии действия. Хлестаков обворожил всех, даже женское общество.

С отъезда его начинается спад действия. С деньгами и подарками он уезжает в отцовское имение. Тройка лошадей, доверчиво предоставленная городничим молодому человеку, как своему будущему зятю, мчит его в деревню.

Городничий («тесть») приказывает объявить всем о помолвке дочери, Марьи Антоновны, кричать «во весь народ, валять во все колокола… Уж когда торжество, так торжество».

Виновник же суматохи мчится по пыльной дороге к родительскому дому, он уже вне досягаемости городничего.

«Отец города» распекает теперь купцов, которые на него жаловались «высочайшему лицу», а сейчас пришли с повинными головами: «Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! жаловаться? Что много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят! Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы, что… тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери? Что? а? что теперь скажете?»

Чиновники, провинившиеся купцы, полиция спешат в дом счастливого городничего поздравить его с выгодной партией и возможным генеральством.

И вдруг почтмейстер Шпекин появляется с перехваченным письмом Хлестакова к другу Тряпичкину. Оказывается, что с таким почтением в своем городе чиновники принимали не ревизора.

Из послания все узнают, что одурачены, а больше всех обманут сам градоначальник. Он и произносит в порыве самообличения свои знаменитые слова: «Вот, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу!..»

Крайними становятся злополучные обыватели Бобчинский и Добчинский, принесшие ложные известия о ревизоре.

Заканчивается пьеса знаменитой немой сценой. Новое известие о приезде настоящего теперь уже ревизора заставило всех окаменеть в ожидании возмездия.

Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, смех, потому что был убежден, что смеха боятся все. Всю тяжесть чудовищного произвола чиновников-бюрократов испытали на себе народные массы. Поэтому Гоголь страстно протестует против общественно-политических непорядков в стране, достойных лишь осмеяния.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Слов:665
Символов:5371
Размер:10.49 Кб.