Сочинения по литературеГрибоедов А.С.Горе от ума«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

И. А. Гончаров

Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия «Горе от ума». Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.

В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы — раздвоенности дворянской России.

Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага — прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступает зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего «свое суждение иметь» и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника

, лжеца и сплетника Загорецкого, о Котором Платон Михайлович говорит, что:

...человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут...

При нем остерегись: переносить горазд;

И в карты не садись: продаст.

В характеристике Антона Антоновича как «светского» человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он — типичный представитель такого общества.

Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, «поющие верхние нотки и льнущие к военным людям», умеют лишь «принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой».

Жалким выглядит и «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.

Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хле-стова, со своей моськой и арапкой-девочкой.

Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: «Кто первый разгласил?» И в ответе его жены: «Ах, друг мой, все» кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.

Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец «века покорности и страха». А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека — лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Слов:498
Символов:4090
Размер:7.99 Кб.