Сочинения по литературеГрибоедов А.С.Горе от умаКакие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»

Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после

Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В

комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о

государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о

рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему

национальному, народному. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух

общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого,

крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого

и провозглашении передовых идей того времени. Конфликт комедии — конфликт

между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком

минувшим».

Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии

получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Он

типичный представитель своего общества, обладает всеми достоинствами,

ценящимися в нем: богатством, связями; он является примером для подражания.

Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику

дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины. Идеалом

этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет»,

«на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество,

восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо

подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до

степеней известных». Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские,

Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».

Чацкий, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь,

несущее перемены. Он представитель «века нынешнего». Это выразитель

передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая

программа: он разоблачает крепостничество и его порождения:

бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он

дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего

житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его

протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца,

которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:

Сужденья черпают

из забытых газет

Времен Очаковских

и покоренья Крыма...

за страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая

себя от ответственности круговой порукой и подкупом:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве?

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты!

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за

бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, «тот Нестор негодяев

знатных» променял своих верных слуг, которые «и жизнь и честь его не раз

спасали», на три борзые собаки; другой негодяй «на крепостной балет согнал

на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», которые затем были

все «распроданы поодиночке». В фамусовском обществе внешняя форма как

показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения

делу, наукам и искусствам:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету...

Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество,

достигаются холопство

м, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью

перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая

людей чувства собственного достоинства.

В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной

стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с

другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух,

которым дышит фамусовская Москва, — это воздух лжи, обмана, «покорности и

страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности

всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся

идеалы «прошедшего житья», и поэтому оно боится всего нового,

прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи.

Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское

общество. «Отцы» и «судьи» не привыкли к возражениям и критике, они не

хотят никаких перемен. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она

начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко

осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи:

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то чтобы в науке далеки,

В России под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом.

А Фамусов высказывает мысль:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Отношение Фамусова и Чацкого к службе тоже противоположно. Чацкий

основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим»,

угождение начальству:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Для Фамусова же служба — дело легкое:

А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Противоречиями во взглядах между «веком нынешним» и «веком минувшим»

пронизана вся комедия. И чем больше общается Чацкий с Фамусовым и его

окружением, тем большая разделяет их пропасть. Чацкий резко отзывается об

этом обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем»,

«якобинцем», «карбонарием».

Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его

не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей «века

минувшего». Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а

значит — становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями

и идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим. И

это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. Но перед тем как навсегда

уйти, Чацкий в гневе говорит фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет...

Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И. А. Гончаров в статье

«Мильон терзаний» говорит:

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь

смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи...» Драма

Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на

что не может.

. А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос

о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности

тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной

культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге .

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»

Слов:804
Символов:7599
Размер:14.84 Кб.