Сочинения по литературеЗаболоцкий Н.А.Гром идемСтихотворение Н Заболоцкого "Гром идем" (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Н Заболоцкого "Гром идем" (Восприятие, истолкование, оценка)

По свидетельству Н.А.Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е -начало 30-х г; 2) с 1932 г.

-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист,член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В.Хлебникова. Первые

стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчёркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы.

По выражению самого поэта - это "стих почти непохожий на стих". Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический

мир Н.Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-х

годов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, к

чистым классическим размерам, отказываясь от всего изощрённого, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее

становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики. Лексика -

самая обычная, обиходная, но всё прон!

изано гуманистическим мировоззрением поэта, глубоким философским смыслом, и в результате создаются удивительно

гармоничные, прекрасные и неповторимые произведения Н.А.Заболотского.

Одно из них стихотворение "Гроза идёт", написанное в 1957 году. Это произведение условно можно разделить на две

части. В первой(1-3-я строфы) автор создаёт образ грозы. Вторая часть(4-7 строфы) - это развёрнутое описание и в тоже

время сравнение лирического героя с "деревом печали". Не случайно здесь сравнительный оборот "как ты". Это

стихотворение поразило меня своей выразительностью. Тут что ни слово - то образ, что ни образ - то дивное художественное

описание:

Движется нахмуренная туча...

...С фонарём в приподнятой руке.

Какая странная, но интересная метафора "туча ... с фонарём в руке"! Она просто не может не заворожить.

Удивительны и другие образы стихотворения - всё в движении и оттого живые. Олицетворения, к примеру, здесь очень

динамичные:

Движется нахмуренная туча...

...Движется огромна и тягуча...

...Сколько раз она меня ловила...

...Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Большое количество эпитетов("нахмуренная туча, огромна и тягуча", "каменный гром", "робкие шаги", "тёмный

небосклон") и метафор ("туча с фонарём в приподнятой руке", "белый блеск вольтовой дуги", "мёртвая корона",

"живое сердце древесины", "дерево печали") передаёт внутреннее состояние поэта, печаль его души. Поэтому "краски"

в стихотворении тёмные, мрачные: "нахмуренная туча", "тёмный небосклон", "иглы почерневшие". Необычно сравнение:

лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себ

я с кедром, "деревом печали".

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые "били", "огнём

сжигали на лету" лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Заболотскому. И арест по

ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, "урок" в лагерях и ссылках. Вот поэтому "сквозь живое

сердце древесины" кедра, а значит и самого лирического героя, "пролегает рана от огня..." Да, страшная метафора. А

ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам

человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с "мёртвой кроной" соответствует трагичным чувствам

героя с "лютым холодом" в душе. Это стихотворение, написанное Заболотским за год до его смерти, затрагивает и тему

завершающейся человеческой жизни:

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца...

"Иглы почерневшие с вершины Осыпают звёздами" лирического героя. А если верить преданию, то падающая звезда

олицетворяет оборвавшуюся жизнь. Но минорную ноту в стихотворении разбавляет последняя строка:

...И в душе ... и любовь, и песни до конца!

Здесь я вижу и творческий принцип Заболотского: "Мысль-Образ-Музыка" — идеальная тройственность, к которой

стремится каждый поэт. Великолепная звуковая организация стиха - ритм, рифмы, звукообразы. Ещё Фет сказал: "Что не

выскажешь словами - Звуком на душу навей". Аллитерация рождает звукообразы: так, в первой строфе богатая

аллитерация(повторение звуков "р" и "ж") способствует восприятию того, что заложено в поэтической лексике. Не

случаен и размер произведения(анапест), который делает его более весомым, заставляет задуматься над философией

произведения. В этом произведении автор предстаёт перед нами гуманистом. Он сочувствует дереву, которое много лет росло

у его балкона. С этим кедром у лирического героя, наверняка, связаны разные воспоминания. Природа, по Заболотскому, не

противопоставление человеку. Он как бы растворён в ней. Поэт восхищается ею, но в тоже время и задумывается о

собственном исчезновении, об ужасной тоске разъединения с природой. Это стихотв!

орение поразило меня своими необычными, но всё-таки реальными художественными образами. В нём Заболотский, охваченный

красотой и печалью природы, изображает её живой, но это описание наполнено грустью и неизбывной тоской:

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Стихотворение Н Заболоцкого "Гром идем" (Восприятие, истолкование, оценка)

Слов:629
Символов:5929
Размер:11.58 Кб.