Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времениЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”

Работа

Лермонтова над романом продолжалась около

двух лет: 1838—1840 годы. Появился роман в

печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году

вышло в свет отдельное издание романа, на

который живо откликнулась критика тех лет.

Многих он задел за живое, некоторые,

почувствовав возможность симпатии публики

к герою, объявили Печорина безнравственным,

другие отрицали правдоподобность

характера главного героя или писали, что

Печорин — портрет самого автора.

Разноречивые и

в основном недружелюбные толки заставили

Лермонтова написать ко второму изданию

предисловие, где он отвергает неверные

толкования образа Печорина,

отчасти объясняет свое отношение к нему и

поясняет свои творческие принципы.

В романе

решается та же злободневная проблема,

которая поставлена в “Думе”: почему люди

умные и энергичные не находят применения

своим недюжинным способностям, “вянут без

борьбы” в самом начале жизненного поприща?

На этот вопрос стремится ответить

Лермонтов жизнью Печорина, стремясь

создать

портрет “героя своего времени”,

составленный из “пороков всего... поколения,

в полном их развитии”. Задаче

всестороннего и глубокого изучения

личности героя и той среды, которая

воспитала его, подчинены композиция, сюжет

и система образов произведения.

“Герой

нашего времени” — роман, состоящий из пяти

повестей, объединенных главным действующим

лицом — Печориным. Жанр “Героя нашего

времени” — роман в виде “цепи повестей” —

был подготовлен распространенными в

русской прозе 30-х годов циклами повестей,

которые часто приписывались особому

рассказчику или автору (“Повести Белкина”

Пушкина, “Вечера на хуторе близ Диканьки”

Гоголя и др.). Лермонтов обновил этот жанр,

перейдя к описанию внутренней жизни

человека и объединив все повести личностью

героя. Цикл повестей превратился в

социально-психологический роман. Лермонтов

соединил такие характерные для 30-х годов

жанры, как путевой очерк, светская повесть,

новелла. “Герой нашего времени” был

выходом за пределы этих небольших форм

путем объединения их в

жанре романа. Предтечей романа Лермонтова,

особенно повести “Княжна Мери”, явился

роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”.

Но между этими двумя романами есть

существенное различие: у Лермонтова

углубленный психологический анализ,

раскрытие современного ему человека

изнутри, Пушкин рассматривает героя

времени внешне, как бы со стороны, менее

детально. Таким образом, “Герой нашего

времени” стал продолжением в эволюции

русского романа и дал начало его развитию у

Тургенева, Толстого, Достоевского.

В романе

Лермонтова композиция и сюжет подчинены

одной задаче: как можно глубже и

всесторонне раскрыть образ героя,

проследить историю его внутренней жизни,

ибо “...история души человеческой, — как

заявляет автор в предисловии к “Журналу

Печорина”, — хотя бы самой

мелкой души, едва ли не любопытнее и не

полезнее истории целого i

народа,

особенно когда она... написана без

тщеславного желания возбудить участие и

удивление”. Одной из важнейших L

особенностей

романа является

нарушение хроникальной последовательности

событий, в чем

заключается своя художественная

логика и закономерность. В начале романа

автор стремится

показать противоречивые поступки Печорина:

в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” его

поведение кажется загадочным и непонятным.

Но вот автор открывает страницу дневника “того,

кто так беспощадно выставлял наружу

собственные слабости и пороки, и читатель

начинает понимать тайные и явные мотивы

поступков героя. От поступков, которые

совершает вначале сам Печорин, Лермонтов

незаметно ведет читателя к их причинам.

Первая часть произведения знакомит

читателя с героем приемами внешней

характеристики. Вторая часть

подготавливается первой, мы знакомимся с “Журналом

Печорина”, в котором герой рассказывает о

себе в предельно искренней исповеди.

Роман

построен так, что Печорин и его история

последовательно предстают перед читателем

как бы с трех точек зрения. Предисловие

автора объясняет цель, общий замысел

произведения. Затем идут путевые записки

автора, начинающие повесть “Бэла”.

Центральным в повести является рассказ

старого офицера. Рассказ этот перебивается

описанием Крестового перевала.

Повествование Максима Максимыча осложнено

и тем, что в первую его часть включен

рассказ Казбича, а во вторую —

характеристика Печорина. Этой композиции

повести соответствует ее стилистическая

сложность: каждое действующее лицо имеет

свою речевую манеру.

Вложив

рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста

старого “кавказца” Максима Максимыча,

Лермонтов оттенил трагическую

опустошенность Печорина и вместе с тем

противопоставил ему цельный характер

русского человека. Образ Максима Максимыча

— честного труженика, незаметного героя —

не только вписывается в традицию Пушкина в

изображении демократического героя —

станционного смотрителя, но и

предвосхищает образы героев “Севастопольских

рассказов” и “Войны и мира” Толстого.

Повесть “Максим

Максимыч” хронологически является

последней по

вестью в романе. Композиционно

— она связующее звено между “Бэлой” и

всеми последующими повестями: в ней

объясняется, как попали к автору, проезжему

офицеру, записки Печорина. В “Предисловии к

“Журналу Печорина” автор сообщает то, чего

не смог сообщить сам Печорин: Григорий

Александрович умер, возвращаясь из Персии.

В повестях

“Журнал Печорина”, написанных от первого

лица, появляется третий рассказчик, третье

по счету авторское “я” — сам Печорин,

судьбой которого автор заинтересовался еще

в рассказе Максим Максимыча. И вот умный,

скромный Печорин, умеющий точно определить

каждую мысль, всякое душевное состояние как

самого себя, так и своих собеседников, с

беспощадной откровенностью рассказывает о

своей жизни, о глубокой

неудовлетворенности собой и всем

окружающим. В самоанализе — сила и слабость

Печорина, отсюда его превосходство над

людьми и в этом одна из причин его

скептицизма, разочарованности.

При всем

стилистическом единстве “Журнала Печорина”

каждая из трех повестей, составляющих “Журнал”,

имеет свои историко-литературные

особенности. “Тамань” — остросюжетная и

вместе с тем самая лирическая повесть во

всей книге — по-новому и в реалистической

манере продолжает традиции романтических

разбойничьих повестей. Вместе с тем в эту

маленькую повесть вплетается

распространенный в романтической балладе

мотив русалки, но переведенный в реальный

жизненный план: русалка превращается в

очаровательную контрабандистку. Лермонтов

нарисовал в образе контрабандистки глубоко

симпатичный ему тип характера, в котором

нет безразличия к жизни, равнодушия, зато

много сил, энергии, страстности, воли. Такой

характер помогал Лермонтову выявить

качества своего главного героя и передать

мечту о сильных и цельных людях, способных к

борьбе. Правда, контрабандисты в “Тамани”

не вступают в борьбу с обществом во имя

каких-то высоких идеалов, но они вольны,

далеки от всякой условности и фальши, “естественны”

в противоположность фальшивым и

высокомерным представителям пятигорской “знати”,

с которой сталкивается Печорин в следующей

главе.

Вторая

повесть, входящая в состав “Журнала

Печорина”, “Княжна Мери”, разрабатывает

тему героя того времени в окружении “водяного

общества”, намеченную еще Пушкиным в “Путешествии

Онегина”. В “Княжне Мери” Печорин

выступает перед читателями не только как

мемуарист-рассказчик (как в “Тамани” и “Фаталисте”),

но и как автор дневника, журнала, в котором

точно фиксируются его размышления и

впечатления. Именно в этой повести наиболее

глубоко показаны безысходное отчаяние,

трагическая безнадежность Печорина, умного

и одаренного человека, искалеченного

средой и воспитанием.

Изображение

дворянского общества, с которым связывает

Печорина происхождение и классовая

принадлежность, имеет в романе

существенное значение. В соседстве со “столичными

франтами”, “московскими богинями” и “провинциальной

знатью” ярче выступает незаурядность,

исключительность Печорина в той среде, в

которой он вынужден

находиться и действовать.

Конфликт

между обществом и Печориным показывает

непримиримость его ко всем устоявшимся

традициям “света”. Правда, в романе

изображен не столичный свет, а “водяное

общество”. Но Лермонтов показывает,

что в сущности принципиального

различия между ними нет, а пестрота и

случайность образовавшегося на водах

общества позволяют автору ярче выявить

совершенное одиночество Печорина, равно

чуждого и знатной московской княгине

Лиговской, и небогатому юнкеру Грушницкому,

и драгунскому капитану.

Ключом к

идейному замыслу “Фаталиста” — последней

новеллы “Героя нашего времени” — является

монолог Печорина. Размышления Печорина в

этом монологе как бы подводят итог всему “Журналу

Печорина” и даже роману в целом. Вольная

натура Печорина влечет его к деятельности,

к борьбе. Но герой нравственно не готов еще

к тому, чтобы восстать против

действительности, против веками

складывающихся устоев светского общества.

Потому-то Печорин так беспощадно бичует

себя, презирая своих современников за

мелочность их существования, хотя и сам не

служит высоким целям, увлекается “приманками

страстей пустых и неблагодарных”.

Бесцельность существования, духовная

опустошенность приводят к тому, что он

становится “лишним человеком в обществе”.

Роман

Лермонтова прочно вошел в историю русской

реалистической прозы и во многом определил

развитие русского классического романа.

Лермонтов в “Герое нашего времени” в пяти

повестях: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”,

“Княжна Мери” и “Фаталист”, связанных

единым внутренним сюжетом, раскрывает

образ Печорина — героя своего времени. В

пяти этих повестях раскрывается перед нами

“совершенство реального, мудрого, высокого

по стилю и восхитительно благоуханного

искусства”, — как писал о романе А. Н.

Толстой. “Герой нашего времени” вместе с “Евгением

Онегиным” и “Капитанской дочкой” А.

Пушкина положил начало развитию русского

социально-психологического романа, явился

общественно значимым событием в истории

русской литературы.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”

Слов:1039
Символов:12013
Размер:23.46 Кб.