Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времениФатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале своего жизненного пути. Писатель дает ответ на этот вопрос с помощью главного героя — Печорина, характер которого помогают раскрывать другие персонажи: Казбич, Азамат, Бэла, Максим Максимыч, Вернер, Грушницкий, княжна Мери, Вулич.

Характер Печорина целиком обусловлен той социальной средой, в которой он находится, весь его нравственный облик сформировался под влиянием окружающих жизненных обстоятельств. Повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени». В ней идет речь о том, способен ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками и недостатками того общества, к которому принадлежит. Фаталисты — люди, безоговорочно верящие в судьбу и считающие, что ее невозможно изменить. Они утверждают, что миром правит неизвестная и неизбежная сила — рок, судьба, фатум, и бороться с ней бессмысленно, это ни к чему не приведет.

Печорин считает, что предопределение судьбы существует, «доказательство было разительно»: Вулич погиб, «уж так у него на роду было написано». Печорин по примеру Вулича решил сам испытывать судьбу. Из смертельного поединка с врагом он вышел победителем и стал сомневаться в существовании предопределения. Печорин считал, что остался жив по своей собственной воле, а не по воле рока. От гибели героя спасли хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость, но он по привычке продолжает сомневаться во всем и опасается сказать прямо, существует предопределение или нет. Из всех событий Печорин делает свои далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, обязательно нужно действовать, проявляя волю и решительность.

Печорин с его волевой натурой полон желания действовать и бороться, но нравственно к этому он еще на готов. Нужно обладать другим характером, чтобы подняться против действительности, против веками складывающихся устоев общества. Печорин борется против них, но и слабо — эпизодично с отдельными лицами, которые встречаются на его пути, и борьба эта не имеет целей и перспектив.

Печорин понимает,

что его поступки бессмысленны, он оценивает их «со строгостью судьи и гражданина» и приходит к неутешительным выводам о том, что его борьба напрасна: «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Перед дуэлью с Грушницким Печорин горько спрашивает себя: «Зачем я жил? для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было назначенье мне высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни...»

Во времена Лермонтова иметь «благородные стремления» означало служить обществу. Поэтому Печорин так беспощадно винит себя: он презирает своих современников за мелочность их существования, но и сам не соответствует высокой цели служения обществу, увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Печорин говорит: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

Рисуя характер основного героя, Лермонтов приходит к выводу, что положительные качества Печорина могли бы раскрыться

только в преодолении ограничивающих его внешних обстоятельств, в борьбе с ними, в активном стремлении к свободе.

Логикой событий Грушницкий оказывается жертвой, а Печорин — убийцей товарища. Грушницкий — часть социального мира, в судьбе которого Печорин невольно сыграл фатальную роль. Зло возникает словно само собой, из самого хода вещей. В «Фаталисте» роль Печорина как обязательного действующего лица предрешена — он может проверить свою способность к деятельности, но не внеличностные законы своего поведения.

Я считаю, что современный человек может изменить свою судьбу — у него для этого существуют безграничные возможности. Главное — действовать, а не плыть по течению жизни, думая, что ты ничего не можешь изменить. Можешь! Не сразу, но жизнь повернет в ту сторону, в которую ты хочешь ее повернуть. Нужно не опускать руки и прилагать к этому все усилия, и тогда будет результат!

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Слов:621
Символов:4487
Размер:8.76 Кб.