Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времениКомпозиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

" Желания?

Что пользы напрасно и вечно желать? А годы

проходят, - все лучшие годы."

М.Юлермонтов

"Герой

нашего времени" - одна из первых попыток

создания в русской литературе

психологического реалистического романа.

Цель, замысел М.Ю.Лермонтова - показать

современного ему человека, его психологию,

как сам автор отмечает, "...портрет,

составленный из пороков нашего поколения, в

полном их развитии".

Для того,

чтобы воплотить свой замысел, раскрыть

характер героя наиболее полно, объективно,

писатель использует необычное

композиционное построение романа: здесь

нарушена хронологическая

последовательность событий. Необычна не

только композиция романа. Это произведение

представляет собой уникальный

жанровый сплав, соединение различных

жанров, уже освоенных русской прозой: здесь

использованы и путевые записки, и светская

повесть, и излюбленный

романтиками дневник-исповедь. Роман

Лермонтова -социально-психологический и

нравственно-философский. "В основной

идее романа лежит важный современный

вопрос о внутреннем человеке", - пишет

Белинский. Стремление автора достигнуть

максимальной объективности и

многогранности в изображении главного

героя вынуждает его прибегнуть к

нестандартной структуре повествования:

автор как бы передоверяет рассказ о своем

герое то странствующему офицеру, то Максим

Максимычу, то самому Печорину.

Если мы

захотим восстановить хронологию событий,

описываемых в романе, то начать следует с

происшествия в Тамани, через которую

проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске

и Кисловодске Печорин пробудет около

месяца ("Княжна Мери"), откуда будет

сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из

крепости Печорин отлучается в казачью

станицу ("Фаталист"), по возвращении

его в крепость и разыгрывается

история с похищением Беллы. Затем

происходит последняя встреча с Печориным,

уже не военным, а светским человеком,

отъезжающим в Персию ("Максим Максимыч").

А из предисловия офицера-повествователя мы

узнаем о смерти героя. Таковы события жизни

Григория Александровича Печорина в их

хронологической последовательности. Но

Лермонтов определил порядок расположения

частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что

каждая из повестей играла свою особую

значимую роль в системе всего произведения.

Читая

повесть "Максим Максимыч", мы

знакомимся с портретом Печорина, так

психологически тонко и глубоко написанным

образованным и знакомым с писательским

трудом оф

ицером-повествователем. Он

замечает и белую кожу Печорина, и

несмеющиеся, полные грусти глаза, и "благородный

лоб", и "породистую* красоту, и

холодность Печорина. Все это одновременно

привлекает и отталкивает читателя.

Непосредственный взгляд на портрет героя

делает его несравненно ближе к читателю,

нежели та система повествователей, через

которую мы знакомимся с Печориным в главе

"Бэла". (Максим Максимыч рассказывает

историю путешественнику-офицеру, тот ведет

путевые заметки, и уже из них обо всем

узнает читатель).

Затем автор

открывает перед нами исповедальные

страницы "Журнала Печорина". Мы видим

героя опять в новом ракурсе -такого, каким

он был наедине с самим собой, каким мог

предстать только в своем дневнике, но

никогда бы не открылся перед людьми. Это

подтверждается и словами из предисловия к

"Журналу Печорина", из которых ясно

видно, что он не предназначался для чужого

глаза, а тем более для печати. Это было "следствие

наблюдения ума зрелого над самим собой",

и написан он "без тщеславного желания

возбудить участие или удивление". Так

Лермонтов, используя подобную "расстановку"

глав своего романа, максимально приближает

главного-героя к читателю, позволяет

заглянуть в самую глубину его внутреннего

мира.

Внимательно

перелистывая страницы "Тамани", "Княжны

Мэри" и "Фаталиста", мы, наконец,

постигаем характер Печорина в его

неизбежной раздвоенности. И, узнавая

причины этой "болезни", вникаем в "историю

души человеческой" и задумываемся над

характером "времени". "Фаталистом"

заканчивается роман, эта повесть играет

роль эпилога. И так замечательно, что

Лермонтов именно так построил свой роман!

Он завершается оптимистически. Читатель

узнает о смерти Печорина в середине романа

и к заключению успевает избавиться от

тягостного ощущения смерти или конца. Такая

особенность в композиции романа дала

возможность автору закончить произведение

"мажорной интонацией": "роман

заканчивается перспективой в будущее -

выходом героя из трагического состояния

бездейственной обреченности. Вместо

траурного марша звучат поздравления с

победой над смертью". (Б.Эйхенбаум, ст. "Герой

нашего времени").

Создавая

роман "Герой нашего времени" ,М.Ю

Лермонтов нашел новые художественные

средства, какие не знала литература и

которые восхищают нас по сей день

соединением свободного и широкого

изображения лиц и характеров с умением

показывать их объективно, раскрывая одного

героя сквозь восприятие другого.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Слов:502
Символов:6295
Размер:12.29 Кб.