Сочинения по литературеНабоков В.В.Машенька«Машенька» Набокова

«Машенька» Набокова

«Машенька» - первое произведение, в котором

Набоков (Сирин) погружается в воспоминания

о «потерянном рае» (жизни в дореволюционной

России) и делает эти переживания предметом

художественного осмысления.

Конфликт, наверное, придуман все же не им, этот конфликт варьируется

во всей русской литературе - конфликт «исключительного»

и «обыденного», «подлинного» и «неподлинного». Для того, чтобы

реализовать «вечный» конфликт в романе, нужны были особые художественные

средства, особая писательская незаурядность. Проблема

противостояния в «Машеньке» только декларируется, но не находит

исчерпывающего решения.

Герой. Первые же строки романа выдают этого необычного героя

в его имени: «- Лев Лево... Лев Глебович?» - имя претендует на то,

чтобы постоянно вызывать реакцию окружающих и ответную - героя.

«Язык вывихнуть можно». - «Можно, - довольно холодно подтвердил

Ганин...». Этот разговор происходит в лифте. Собеседник выдает свое

толкование имени: «Лев и Глеб - сложное, редкое сочетание. Оно от

вас требует сухости, твердости, оригинальности». И в этом сомнительном

субъективном толковании есть элемент истины.

Ганин в романе «просвечивается» с разных сторон «сторонними»

взглядами: хозяйке пансиона он кажется не похожим на других

молодых людей. Сам герой тоже знает о свой исключительности.

Существует и потаенная жизнь Ганина - в воспоминаниях о прежней

жизни, в которой его любила Машенька. В воспоминаниях всегда

присутствует мифологический вымысел, и конкретные образы становятся

своего рода мифологемой. Такой мифологемой первой

любви, счастья и стала Машенька.

Узнав о том, что Машенька жива, герой буквально просыпается

в своей «берлинской эмиграции»: «Это было не просто воспоминание,

а жизнь, гораздо действительнее, гораздо "интенсивнее", - как пишут

в газетах, - чем жизнь берлинской тени. Это был удивительный

роман, развивающийся с подлинной, нежной осторожностью».

Мужем Машеньки оказывается Алферов, по роману - его антагонист.

Автор, чтобы противопоставить его Ганину, делает его пошлым,

и пошлость Алферова начинает проявляться уже с первой встречи

его с Ганиным - это он толкует его имя.

О пошлости позднее Набоков писал: «Пошлость включает в себе

не только коллекцию готовых идей, но так же и пользование стереотипами,

клише, банальностями, выраженными в стертых словах».

Алферова в романе Набоков отмечает неприятным запахом («теплый,

вялый запашок не совсем здорового, пожилого мужчины»), внешним

видом («было что-то лубочное, слащаво-евангельское в его чертах»).

Ганин по контрасту с ним - здоров, молод

, спортивен.

Сюжет. В момент знакомства с Алферовым у Ганина - любовная

связь с Людмилой, не делающая ему чести. Людмиле в романе отведена

роль сладострастной хищницы. Роман с Людмилой - это уступка

со стороны героя пошлому миру берлинской жизни. Ганин мечтает

вернуть свой потерянный «рай», теперь уже конкретно обозначенный

в лице Машеньки, его возлюбленной в прошлом, а в настоящем -

жены Алферова. Он отказывается от своей временной любовницы

(Людмилы) и собирается похитить Машеньку у Алферова, но при этом

совершает некрасивый, даже подлый поступок (напоил соперника

в ночь перед приездом Машеньки и перевел часы с тем, чтобы

Алферов не мог встретить свою жену). Сам он бросается бежать на

вокзал, чтобы самому встретить Машеньку. Но в конечном итоге

он раздумывает и спокойно уходит с платформы, куда должен прибыть

поезд, в одном из вагонов которого едет Машенька.

Конец мечте. Мечта Ганина, длившаяся всего четыре дня, вдруг

исчезла, пропала, ушла в мир теней. Тень его мечты исчезла, растворилась

в реальной жизни. Его взгляд привлекает крыша строящегося

дома. Вроде бы случайная деталь, но подробно описанная, она превращается

в символ реальной жизни, контрастирующий с мечтой

Ганина: «.. .этот желтый блеск свежего дерева был живее самой живой

мечты о минувшем. Ганин глядел на легкое небо, на сквозную

крышу - и уже чувствовал с беспощадной ясностью, что его роман

с Машенькой кончился навсегда. Он длился четыре дня, - и эти

четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни.

Но теперь он до конца исчерпал свое воспоминание, до конца насытился

им, и образ Машеньки остался с умирающим старым поэтом

там, в доме теней (в пансионе), который сам уже стал воспоминанием».

Он не стал встречать Машеньку и не испытывал при этом угрызений

совести. Он спокойно отправляется на другой вокзал и уезжает.

Вроде бы концовка звучит оптимистично, но... есть какая-то неувя-

зочка в развитии сюжета и в его концовке. Герой на протяжении

повествования пытался «обрести рай», жил несколько дней воспоминаниями,

а когда эти воспоминания должны были обрести плоть

и кровь, он отказывается от «рая». Происходит это потому, что воспоминания

были лишь тенью, а тень не имеет энергии, она не способна

что-либо изменить. «И кроме этого образа, другой Машеньки

нет, и быть не может».

Последняя фраза романа окончательно утверждает, что герой решительно

отказался от надежды на встречу с прошлым, которое,

как показывает жизнь, уже невозможно вернуть. «И когда поезд

тронулся, он задремал, уткнувшись в складки макинтоша, висевшего

с крюка над деревянной лавкой».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Машенька» Набокова

Слов:791
Символов:5839
Размер:11.40 Кб.