Сочинения по литературеНекрасов Н.А.Кому на Руси жить хорошоСатирическое изображение помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Сатирическое изображение помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

«Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов задумал как «народную книгу». Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные «по словечку» в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна. К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году и работал над ней до последних дней своей жизни.

Сквозные темы поэмы: судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть его к своим поработителям, горькая доля крестьянской женщины. Социально-острые проблемы, поставленные в произведении, обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, показывают пропасть, которая существует между ними.

Поэтому образы помещиков в поэме Некрасов создает сатирическими средствами. Поэт смотрит на дворян-господ глазами странников. Так изображены Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Крестьяне относятся к помещикам уже с явной иронией, откровенно посмеиваются над их стремлением вернуть былое величие. В описании Оболт-Оболдуева поэт использует традиционные в народном творчестве уменьшительные и ласкательные формы, которые усиливают иронию и подчеркивают ничтожество помещика:

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

С откровенной издевкой странники повествуют о трусости и никчемности «румяненького» господина:

Гаврило Афанасьевич,

Должно быть, перетрусился,

Увидев перед тройкою

Семь рослых мужиков.

Он пистолетик выхватил,

Как сам, такой же толстенький…

На протяжении всей главы «Помещик» в описании предметов, окружающих Оболта-Оболдуева, по-прежнему будут обращать на себя внимание слова с уменьшительными суффиксами: «подушечка», «кувшинчик», «собаченьки», «шапочка» и т.д. Этот прием снижает возвышенный пафос речи героя о былом, разоблачает его мелкие, низменные запросы:

Достоинство дворянское

Поддерживать охотою,

Пирами, всякой роскошью,

И жить чужим трудом…

С помощью «говорящей» фамилии автор обличает паразитизм, праздность помещика. Не случайно ему дана двойная фамилия, так как Гаврила Афанасьевич хочет особого, двойного почета к своей персоне, желает быть «солнцем на небе». Счастье для Оболт-Оболдуева – богатство, владение собственностью. Он жаждет неограниченной власти над людьми, ему принадлежащими:

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Нелепый внешний облик в сочетании с напыщенностью рассказа создает комические ситуации. Так, Оболт-Оболдуев хвастался перед странниками тем, что раньше он держал двадцать два охотника. Описывая сцену охоты, он «махал рукой, подпрыгивал, кричал…» Некрасов показывает реакцию крестьян на эту комедию:

Крестьяне молча слушали,

Глядели, любовалися,

Посмеивались в ус…

Лицемерие помещика раскрывается в его захлебывающейся исповеди о том, как он жаловал своих крепостных: в пасху целовался «со всей своею вотчиной», допускал крестьян в дом на молитву. Крестьяне дают снисходительный и в то же время дерзкий комментарий этих «великих» дел благодетеля:

Колом сбивал их, что ли, ты

Молиться в барский дом?..

При создании образа Оболт-Оболдуева поэт использует и прием саморазоблачения. Глупость, недалекость героя проявляется в том, что он сам признается в собственной беспомощ

ности:

Живу почти безвыездно

В деревне сорок лет,

А от ржаного колоса

Не отличу ячменного…

Некрасов резко осуждает сословную спесь Оболт-Оболдуева. Комично звучат его хвастливые проповеди:

Я не крестьянин-лапотник –

Я божиею милостью

Российский дворянин!

После отмены крепостного права помещики в материальном плане потеряли немного. Установление временнобязанных отношений сохранило феодальную систему эксплуатации крестьянского труда. Помещики получали с земли те же доходы, что и до реформы. На господ убийственно действовало то, что они уже не могли распоряжаться крестьянами как своей собственностью.

В поэме Некрасова показано, как воспринял князь Утятин известие о царском манифесте: «озлился так, что к вечеру хватил его удар!» Поэт создает еще один отталкивающий образ помещика. Это закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем. У Утятина тоже «говорящая» фамилия. Этот сатирический прием помогает писателю донести мысль о том, что в Утятине не осталось человеческих начал. Барство развратило его. Помещик «весь век чудил, дурил»; как и Оболт-Оболдуев, он привык к неограниченной власти. Это выживший из ума «душевладелец».

Сатирически дан портрет Утятина. В его внешнем облике проступают «животные» черты: «нос клювом, как у ястреба», «худой, как зайцы зимние», «как зверь метнулся раненый». Сначала кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен власти над крестьянскими душами и над ним потешаются бывшие рабы. Однако деспотизм пустил такие глубокие корни в Утятине, что он утратил нормальные человеческие чувства, сохранив только животные инстинкты. Не случайно Утятин напоминает хищника, у которого хотят отнять добычу.

Некрасов, раскрывая образ помещика, использует сильное сатирическое средство – гротеск:

Старик слюною брызгался,

Шипел! И так расстроился,

Что правый глаз задергало,

А левый вдруг расширился

И – круглый, как у филина, -

Вертелся колесом.

Комические ситуации в главе помогают вызвать чувство брезгливости к «недоумку» Утятину. Вместо лекарств полупарализованный старик «пьет вино стаканами» и пытается танцевать. Автор употребляет глаголы со значением неполноты действия, чтобы ярко нарисовать нелепый образ:

Старик стоял: притопывал,

Присвистывал, прищелкивал…

Но Утятин не только смешон, убог и жалок. В главе поэт показывает примеры ужасающей жестокости князя Утятина. Для него крепостные – «рабы последние», люди «черной кости». Дворового Ипата он, «подгулявши, выкупал» в ледяной проруби, а однажды его же запряг в телегу, а потом усадил на лошадь и заставил в метель в бешеной скачке играть на скрипке. Игнат упал, и сани ему «попридавили грудь».

Крестьяне согласились на несколько месяцев «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш». Но эти игры дорого обошлись крестьянскому миру. Из-за Утятина погиб строптивый Агап Петров, да и односельчане его бессовестно обмануты: наследники Утятина не отдают обещанные луга.

Таким образом, сатирические образы помещиков в поэме выражают авторское отношение к правящему классу. Сниженные характеристики господ позволяют Некрасову дать скептическую оценку тем людям, от которых зависит дальнейшая судьба крестьян и всей России.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Сатирическое изображение помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Слов:806
Символов:6711
Размер:13.11 Кб.