Сочинения по литературеПушкин А.С.Евгений ОнегинАвтор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

«Как он устав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты» –

так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора,

живого человека силой поэтического таланта автора.

В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны, с сочувствием и в то же время с иронией. В этой главе

читатель не отождествляет героя с автором. Очевидно их различия в мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора

наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом

творчестве. Как сказал В.Г Белинский «личность поэта … везде является… по преимуществу артистического». Онегин же

интересуется в основном социально-экономическими вопросами:

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом…

Герой и автор представляет собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от

него. Направление Онегина – практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасение в прекрасном.

Героя и автора объединяет то, что оба они – мыслящие люди, выделяются этим из «черни светской».

В первой главе Пушкин как бы посмеивается над Онегиным, и герой еще не воспринимается как фигура трагическая. Но уже в

начале романа автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от своего лица и от лица героя:

Отрядом книг уставив полку,

Читал, читал – а все без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет:

На всех различные вериги;

И устарела старина,

И старым бред новизна…

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования,

предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, не равнодушного ума. Именно это сближает Онегина с

Пушкиным.

Кроме того, герой страдает, «томясь душевной пустотой». Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают

своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей:

…Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей, -

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.

Итак, в «Евгении Онегине» перед нами предстают две совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе

человека, автор и герой.

Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и

человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над «Евгением Онегиным» в творчестве Пушкина наступил

период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к

усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изумлением в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения

Онегина.

Главное в отношении автора к герою оставалась прежним: он уважал Онегина со всеми его «странностями». В каждой главе

романа Пушкин говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием.

В третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет от Онегина:

…Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

Необузданных страстей.

Вот так убил он восемь лет,

Утратил жизни лучший свет.

В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В.Г.Белинский в

статьях о «Евгении Онегине». Не раз, защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека,

не поняв его. Он под

черкивает в Онегине «роптанье вечное души», то есть считает его натурой противоречивой и страдающей.

Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть то разочарование, то нежность, то холодное

призрение, то вера в будущее, то пессимизм.

Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и дикие

возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осуждают за холодную исповедь Татьяне, Пушкин пишет:

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство…

Автор требует, чтобы на этого «странного человека» взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием.

Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в строфах романа, которые были написаны Пушкиным в

Михайловском:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей,

И после сытного обеда

Ко мне забредшего соседа,

Поймав нежданно за полу,

Душу трагедии в углу…

Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.

Рассуждая о причинах того, что Онегину пришел вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя:

И вот общественное мнение!

Пружина чести, наш кумир!..

Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого перед тем, как судить Онегина. Способность честно оценить свое

поведение – свойство выдающихся натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над

«светской чернью».

После описания дуэли Пушкин заявляет:

…я сердечно

Люблю героя своего…

Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что не возможно отождествить автора и героя там,

где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношение с окружающим миром.

Далее следует лирическое отступление изменения характера творчества Пушкина; заканчивающиеся обращением к вдохновению:

Не дает остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь,

И наконец окаменеть

В мертвящем упоении света…

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина

еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего

героя, Пушкин находит причину в «мертвящем упоенье света».

Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина

остается «прекрасною и гуманною», как заметил В.Г.Белинский.

Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. «Им овладело беспокойство», - говорит Пушкин. В восьмой главе романа

Онегин вновь появляется в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно

ему:

…посредственность одна

Нам по плечу и не страшна, -

пишет Пушкин. Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремление к недосягаемым идеалам.

В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема

отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе

30-50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине присутствует личность автора, оценивающего своего героя с гуманных

позиций. «Здесь вся жизнь, вся душа вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», - сказал В.Г.Белинский об

авторе «Евгения Онегина».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Слов:902
Символов:7550
Размер:14.75 Кб.