Сочинения по литературеПушкин А.С.Евгений ОнегинТатьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина

Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина

Все тихо, просто было в ней...

А. С. Пушкин

На первый взгляд непонятно, почему Пушкин, всю жизнь влюблявшийся в блес­тящих светских красавиц, называет своим идеалом скромную и серьезную Татьяну Ларину. Наверное, как и всякому человеку, ему хотелось надежности, верности, пре­данности, которые легче было найти в неиспорченной деревенской девушке, ценив­шей книги и природу больше светских забав. Именно этого он напрасно ждал от На­тальи Гончаровой, барышни из Полотняного Завода.

Присмотримся поближе к Татьяне. Вот какой предстает она перед Онегиным:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Уже в детстве не игры с другими девочками, не куклы, а природа манила к себе ее:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод, И тихо

край земли светлеет...

Татьяна раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. От матери она унаследовала пристрастие к французским романам:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

При этом, как и многие другие русские барышни, Татьяна «верила преданьям про­стонародной старины». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстию к французским книжкам ... возможен только в русской женщине. Весь внут­ренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал», — отмечал В. Г. Белинский. Воображение Татьяны рисовало романтического героя, стать которым не мог никто из дворян-соседей. Ее душа ждала чего-то более возвышенного:

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь,

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Татьяна сумела почувствовать незаурядность Онегина. И эта девочка, воспитан­ная в духе «хороших манер», совершает настоящий героический поступок — первая признается в любви. Пушкин восхищается ее открытой прямотой, сравнивая Татьяну с манерными и искушенными светскими дамами:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Не говорит она: отложим —

Любви мы цену тем умножим,

Вернее в сети заведем...

Естественность и человечность, присущие Татьяне, при первом столкновении с жизнью пришли

в движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Она пишет пись­мо Онегину и ждет объяснения, надеясь на взаимность. Почему же Онегин не спосо­бен ответить на ее любовь? А любовь вообще — загадка, причины ее возникновения не в силах до конца понять никто. И дело не в пресыщенности и бесчувственности души Онегина. Он не любил — вот и весь ответ. Пушкин говорит о своем герое с явной симпатией:Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство...

После дуэли и отъезда Онегина Татьяна надолго распрощалась с героем своего ро­мана. Чтобы лучше понять его, она стала читать книги, оставшиеся в онегинском доме, пристально всматриваясь в пометки, оставленные Евгением на полях. Ее уязвленное сердце нашептывает:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Если не Онегин, то все равно, кому теперь быть ее избранником. Татьяну везут в Москву, «на ярмарку невест», и выдают замуж за генерала, давнего друга Онегина (а значит, человека далеко не ничтожного). Ко времени случайной встречи на балу с Онегиным она успела превратиться из робкой деревенской барышни в светскую даму:

Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

Но в душе она осталась прежней, ценящей выше забав суетного света книги, «ди­кий сад» и могилу няни в своем старом имении. И тут случается еще одно чудо: влюбля­ется, тяжело, безнадежно, уже давно, казалось бы, не умеющей влюбляться Евгений. И пишет отчаянное письмо-признание. Но теперь Татьяна не верит ему, искренности его чувства, полагая, что внезапная любовь вызвана ее положением в свете. Но самое прекрасное в Татьяне — по-прежнему ее прямота и честность:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Так случается в жизни (и в литературе): два человека, созданные друг для друга, ошиблись, и теперь им никогда не быть вместе. И то, что эта история не окончилась пошлой светской интрижкой, — заслуга Татьяны. В ее характере есть внутренняя сила, чистота, надежность — качества, которые могут быть опорой мужу, семье. Такие женщины уезжали за мужьями в сибирскую ссылку, делили все тяготы и невзгоды. Это — настоящий русский характер, которым пленился сам Пушкин и навсегда пле­нил нас в своем романе.

Не нашли то, что искали? Посмотрите

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина

Слов:685
Символов:5511
Размер:10.76 Кб.