Сочинения по литературеПушкин А.С.ЦыганыО поэме «Цыганы» Пушкин

О поэме «Цыганы» Пушкин

B начале 1820-х гг. поэма стала основным жанром пушкинского творчества. И

это не случайно. Романтическая поэма исследовала взаимоотношения Человека и

Мира. Романтический принцип противопоставления героя окружающей среде,

обнаруживший несовершенство общественных отношений и противоречивую

сложность мира, побуждал поэта к анализу как среды, так и характеров

героев. В обоих случаях (непосредственно и отраженно) выявлялся некий

культурный уклад. На антитезе различных культур построены коллизии

«Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». Уже в это время в

творчестве Пушкина вызревают в синкретическом виде принципы народности и

историзма, понимаемые еще как некая данность, изначальная особенность

общественного бытия человека (история как естественный порядок,

определяющий обычаи и нравы прошлого). Вместе с тем и в «Кавказском

пленнике», и в «Бахчисарайском фонтане» Пушкин прослеживает в

психологической драме героев (Черкешенки, Гирея) симптомы воздействия на

традиционные нравы культур, принадлежащих к иным этапам развития

человечества. Причем в противоположность руссоистской доктрине,

определяющей проблематику «Кавказского пленника» (пагубное искажение

естественных нравов под влиянием цивилизации), в «Вахчисарайском фонтане»

европейская (христианская) духовность трактуется как залог просветления,

возвышения героя.

Сама стремительность историчсских обытий. свидетелем которых довелось

быть Пушкину, убеждала его в том, что сила современных обстоятельств,

определяющих судьбу человека, едва ли не более значима, нежели

«естественное» его состояние.

В поэме «Цыганы» Пушкин отталкивается от коллизии «Кавказского пленника»

(переосмысляя ее), к которой восходит и сюжет «Евгения Онегина». Теперь в

центр поэмы Пушкин ставит характер страстный, способный помериться с

«судьбой коварной и слепой». «Страсти роковые», терзающие Алеко, — это

примета избранничества, примета характера неординарного, героического, В

отличие от Пленника, Алеко, бежавший от «неволи душных городов», сам

приходит в идиллический мир цыган, искренне желая слиться с ним; ср.:

«Кавказский пленник»

Казалось, пленник беднадежйый

К унылюй жизни привыкал.

Тоску неволи,

жар мятежный

В душе глубоко

он скрыв

Один за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал

Недостигаемый грозою,

И буре немощному вою

С какой-то радостью внимал .

«ЦЫГАНЫ»

Подобно птичке беззаботной,

И он. изгнанник перелетный,

Гнезда надежного не знал

И ни к чему не привыкал,

Кому везде была дорога,

Гнезде была ночлега сень

Над

одинокой головою

И гром нередко грохотал;

Но он беспечно под грозою,

И в ведро ясное дремал.

В романтической коллизии последней южной поэмы Пушкина особенно резко

обозначилось противостояние двух ипостасей человеческой личности —

естественно-природной и общественно-исторической, — что Пушкин и пытался

отразить в монологе Алеко у колыбели младенца:

От общества, быть может, я

Отъемлю ныне гражданина — .

« Что нужды — я спасаю сына.

Нравственный выбор поэта здесь очевиден — романтический протест против

буржуазной цивилизации заставляет искать идеального воплощения гармонии в

мире природы и обычая. Но в финале поэмы пессимистичсски подчеркивается

недостижимость этого идеала:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные

сыны! . .

И под издранными шатрами

Живут

мучительные сны.

И ваши сени

кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти

роковые

И от судеб

защиты нет.

Вернулся к своему замыслу Пушкин лишь в Михайловском. «Знаешь ли мои

занятия? — писал он брату в первых числах ноября 1824 г., — до обеда пишу

записки, обедаю поздно. . .». «Образ жизни моей все тот же, — повторил он

через несколько дней, — стихов нс нишу, продолжаю свои записки. . .». Судя

по некоторым данным. работа над записками в ту пору двигалась довольно

скоро и, очевидно, вчерне была закончена летом 1825 г. Уже в сентябре этого

года Пушкин сообщал П. А. Катенину: «Стихи покаместь я бросил и пишу свои,

то есть переписываю набело скучную, сбивчивую черновую тетрадь».

Изучение рабочих тетрадей Пушкина михайловской поры

приводит к несомненному выводу, что до нас не дошла по крайней мере одна

рабочая тетрадь того времени (ниже мы будем называть ее Михайловской

тетрадью), в которой были черновики большей части «Бориса Годунова» (те

сцены, начиная с шестой, которые записывались летом и осенью 1825 г.),

поэмы «Граф Нулин» (созданной 13— 14 декабря 1825 г.), конца глав пятой и

почти всей шестой «Евгения Онегина» (над ними Пушкин работал уже в 1826

г.), а также ряда стихотворений 1825—1826 гг.: «Вакхическая песня», «Сцена

изФауста», «Зимний вечер», «Ода Хвостову», «19 октября» («Роняет лес

багряный свой убор»), 1 и II «Подражания Корану», «Пророк», «Песни о

Стеньке Разине» и др. Мы полагаем, что. предназначив в ноябре 1824 г.

Михайловскую тетрадь для работы над записками, Пушкин вскоре начал, по

своему обыкновению, вести здесь параллельно и другие записи, — чем дальше,

тем больше, — превратив ее, по окончании черновика записок, в главную

рабочую тетрадь, так как тетрадь ПД, № 835 примерно с июня—июля 1825 г.

использовалась исключительно для онегинских строф.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: О поэме «Цыганы» Пушкин

Слов:613
Символов:5995
Размер:11.71 Кб.