Сочинения по литературеСолженицын А.И.Матренин дворМесто праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

1. Прием контраста при описании героини.

2. Родные существа и природные «помощники».

3. Затерявшаяся праведная душа.

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.

Ф. М. Достоевский

Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», на первое место по полярности уже в 1960-х годах вышел «Матренин двор». В небольшом произведении автор рассказывает о судьбе русской крестьянки. Уникальность образа, использованного автором, раскрывается в том, что Матрена человечностью и добротой, которые должны быть в душе каждого человека, своими делами и поступками завоевывает симпатию рассказчика и читателей, а не пустыми словами.

Кажется, писатель хочет сказать о том, что в любом из нас есть добрые и светлые душевные порывы. Об этом свидетельствует образ постояльца, человека на долю которого выпало немало испытаний. Но в начале знакомства он закрывается от Матрены, не хочет, чтобы она вторгалась в его жизнь. Однако от героини исходит столько добра и теплоты, что сердце Игнатича таит, и он раскрывает свою душу этому праведному человеку. «Мне дороже была, — делился своими впечатлениями постоялец, — эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».

При изображении образа Матрены автор использует прием контраста, с помощью которого видна духовная сущность крестьянки. Так представлены люди, которые делят то небольшое имущество, что осталось после Матрены: «Спор шел об избе: кому она — сестре или приемной дочери. Уж дело упиралось писать в суд, но примирились, рассудя, что суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету. Сделка состоялась». Матрена же никогда ничего не делила, даже пенсии себе все никак не могла выхлопотать несмотря на то что осталась одна без кормильца.

Благодаря смене ритмики, использованной автором в повествовании, создается многослойная картина русской жизни. Мы видим героиню с разных сторон. То она помогает другим с огородом, то привечает у себя племянницу. Героиня никому и никогда не могла ни в чем отказать: «Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке, и воротясь, еще говорила без тени зависти: "Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее"». Такая искренняя заинтересованность и радость за другого человека становится еще одной черточкой к портрету праведного человека. Новое в этом образе раскрывается не только благодаря людям, но и обстановке, в которой живет Матрена. Она настолько же бесхитростна, как и сама хозяйка. «Просторная изба, и особенно лучшая приоконная ее часть, была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Населяла этой живой уголок и колченогая кошка, которая была подобрана хозяйкой из жалости и прижилась. Заметим, что фикус и кошка — два родных существа, которые окружали эти долгие годы Матрену, — по очереди покидают ее дом. Они были тоже не согласны с тем, чтобы изба стояла в новом месте. Колченогая кошка пропала, а фикусы вынесли. Ничего родного не осталось для Матрены в опустевшем доме. В дни переезда «кошка колченогая сбрела со двора — и пропала. Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену». Растения же ее ждали до самого конца. Но когда они оказались ненужными, в день похорон хозяйки, их вынесли из горницы: «И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила, что проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросалась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму), — фикусы вынесли из избы».

Большое значение имеет встреча главного героя с Матреной. Ведь именно через его восприятие окружающего мира перед нами раскрывается образ праведного человека. Она оказывает благотворное влияние и на своего постояльца. Матрена не столько своими словами, сколько поступками показывает то, что можно и нужно жить ради других. Возможно, именно это помогает Игнатичу убедиться в правильности своего выбора. Ведь он лагерник, поэтому хорошо устроиться после такого срока просто не мог. Он хотел учительствовать, то есть передавать свои знания и опыт новому

поколению.

Приветливость Матрены и ее голос завораживали Игнатича, он снова пробуждали его к новой жизни, далекой от всяких тревог и сомнений: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Матрена почувствовала родственную душу в Игнатиче, поэтому во второй части повествования сама начала рассказывать о нелегкой судьбе, когда она осталась без мужа.

Отдельного рассмотрения заслуживает двор Матрены, тем более что он вынесен в название рассказа. В произведении показано духовное родство дома и его хозяина. В этом мы убеждаемся в ходе рассказа. Заметим, что когда Матрена «теряет» свой дом, она погибает сама. Тогда возникает вопрос: почему же в конце произведения Матрена, праведник, который оказывает столько добра окружающим, гибнет. Возможно, что просто в ее окружении не было людей, способных оценить ее душевное богатство. Но ей удается в какой-то степени вернуть к жизни главного героя, для которого подобная встреча имела большое значение. Она дала ему возможность оглянуться вокруг себя и посмотреть на окружающих повнимательнее. Возможно, и нам в жизни нужно поступить также, чтобы не допустить гибели праведного человека.

А может быть писатель понимает, что такой человек не может жить в этом мире. Ведь если бы героиню окружали такие как Игнатич, то они смогли еще бы очень долго дарить свое добро и теплоту окружающим. Однако жестокость мира и неприспособленность Матрены к жизни по его правилам приводит героиню к гибели.

Люди, среди которых живет Матрена, очень жестоки. Но ей в праведной жизни помогает природа. Так метель не дает несколько дней вывести вещи из ее дома. «Но в тот же день началась мятель — дуель, по-матренинному. Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами». В результате этого приходится затратить немалые силы, чтобы наконец сдвинуть повозку с места. Таким соотнесением автор еще раз подчеркивает, что жестокость людей не имеет границ. Их корысти и равнодушия оказалось достаточно для того, чтобы погубить одну праведную душу, которая могла привести их к спасению.

Важно отметить, что перед роковыми событиями на деревню спускается тишина. Кажется, что сама природа предчувствует беду. «Я мог тогда понять, — думал про Себя постоялец, — отчего тишина, — оттого, оказалось, что за весь вечер ни одного поезда не прошло по линии в полуверсте от нас».

Так автор показывает, что за Матрену, праведного человека, заступается только природа. Только она понимает внутреннюю сущность этого человека. Только в ней находятся силы для защиты невинного и всеми незамечаемого человека. Писатель использует и природные зарисовки для отражения душевного мира главной героини: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Особую значимость рассказ приобретает тогда, когда мы узнаем о том, что у Матрены есть реальный прототип — М. В. Захарова. Это придает еще большую достоверность повествованию. Оно не отрывает нас от действительности, говоря о том, что и на нашей земле есть праведники, которых мы, возможно, просто не замечаем. Но если мы повнимательней посмотрим вокруг себя, то увидим, что нас окружает очень много людей, которые, вероятно, нуждаются в помощи. И они не столько ждут какой-то конкретной поддержки, сколько хотят чтобы им не мешали, тогда они до конца дней своих могли бы одаривать «лучезарной улыбкой».

Недаром именно в конце рассказа автор прямо называет свою героиню праведником, от которого никто никогда не слышал ни одного грубого слова, а видел только помощь, сочувствие и поддержку. В этом месте повествования автор в очередной раз на контрасте показывает, как далеки друг от друга Матрена с ее богатым душевным миром и окружающие ее люди. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

Слов:1213
Символов:8488
Размер:16.58 Кб.