Сочинения по литературеСтивенсон Р.Л.Вересковый медСоветы по изучению баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»

Советы по изучению баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»

Что касается баллады Р. Л. Стивенсона “Вересковый мед”, то помещение ее в учебнике сразу после отрывка из “Одиссеи” не кажется мне достаточно обоснованным. Хотя ничего плохого нет в том, если после подвигов древнего царя ученики познакомятся со старинной шотландской легендой в обработке замечательного писателя XIX века. Можно сказать так – Жуковский переводил Гомера, а Стивенсон переложил на современный английский язык старинное сказание своего собственного народа.

А балладу шотландского писателя для нас перевел С. Маршак. Получается, что сюжет “Верескового меда” дается в двойном переводе. Ребята узнают, что это часто бывает в мировой литературе – двойные, тройные переводы, бесчисленные переделки и перелицовки немногих исходных мотивов, тем, сюжетов. Это сама жизнь в ее неизмеримом богатстве и в то же время в постоянстве ее основных факторов.

Перевод С. Я. Маршака прекрасен. Но во всем ли он точен? Приведем в оригинале начало баллады:

* Healher ale

* A Galloway Legend From the bonny bells of Theather They brewed a drink long-syne, Was sweeter far than honey, Was stronger far than wine. They brewed it and they drank it, And lay in a blessed swound For days and days together In their dwellings underground

Теперь подстрочный перевод:

* “Вересковый мед. Гэллоуэйская легенда.

* Из прекрасных колокольчиков вереска

* Они варили в древности напиток,

* Который был слаще меда,

* Крепче вина.

* Они варили его и пили его,

* И лежали в сладостном забытьи

* Целыми днями вместе

* В своих подземных жилищах”.

Сравниваем эти строки с текстом в учебнике и сразу отмечаем разночтения: Маршак опускает подзаголовок, указывающий на локальный колорит легенды. Далее, пропали красивые цветы-колокольчики вереска, исч

езли сладкое забытье и дни, проводимые в этом состоянии. Зато появились “малютки-медовары”, о внешности которых у поэта речь пойдет чуть позже. Если у кого-то из детей появится желание вступить в соревнование с Маршаком – в добрый час!

В нашем литературно-творческом кружке не раз занимались подобной деятельностью и результаты иногда бывали интересными. Идея же баллады ясна – автор прославляет героизм и самопожертвование перед лицом врага. Конечно, у некоторых прагматично настроенных учеников может возникнуть вполне резонный вопрос: а стоило ли герою жертвовать сыном и собой ради какого-то секретного рецепта напитка? Но это логика нашего обыденного сознания. Персонажи баллады, как и гомеровские герои, живут в мире совершенно иных, мифологических представлений. Вересковый мед для них – это фетиш, святыня, которую так же нельзя отдавать неприятелю, как для воинской части, например, великим бесчестием будет лишиться знамени.

Урок по мировой литературе в VI классе может строиться в самых различных вариантах. Один из них – под девизом “Ксения – гостеприимство”. Знаменитые аргонавты – Язон, Геракл, а также Одиссей и его друзья плывут в Колхиду, где их встречают не враги, а гостеприимные хозяева-грузины. За праздничным столом участники встречи рассказывают друг другу различные увлекательные истории: Одиссей – о борьбе с циклопом, русский кузнец, приехавший в Грузию, чтобы обменяться опытом, говорит о схватке с Лихом одноглазым. Одним словом, люди разных народов и обычаев выясняют, что в их жизни немало общего! Сценарий такой встречи легко составить, пользуясь доступными источниками: учебник “История древнего мира” для VI класса, “Легенды и мифы Древней Греции” Н. А. Куна и др. Если в классе учатся дети различных национальностей, пусть на встрече звучит речь украинская, армянская, немецкая, любая. Пусть греки говорят гекзаметром, а русские – былинным размером.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Советы по изучению баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»

Слов:558
Символов:3835
Размер:7.49 Кб.