Сочинения по литературеТолстой Л.Н.Война и мирФилософские проблемы в романе

Философские проблемы в романе

"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право,

но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были

самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого.

Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть

утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. "Война и мир" — одно из самых замечательных

произведений литературы.

Годы работы над романом — это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда

были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых

столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя

его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об

истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о

дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной

стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль

в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по

положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", —

писал Толстой. В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов.

Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления. Лучшими

представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству

общества, оба неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию

необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская

культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями

"образованного меньшинства". Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем,

волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские рассуждения в его романе — это

его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни. Одна из важных проблем "Войны и мира&quo

t; — это

соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль

личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то

ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что

все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.

Одна из философских проблем романа — это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает

Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля — кажущаяся, человек свободен лишь в

том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться,

расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он

поставлен к власти. В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван "Война и

мир". Смысл названия: мир отрицает войну. Мир — это труд и счастье, война — это разобщение людей, разрушение,

смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического

факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями в творчестве Толстого. Я недостаточно полно

отразила в своем сочинении все философские проблемы 4-х томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя на

двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила. Можно было бы еще добавить о

том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины. Если

Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место —

домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она была не просто девушкой, а

одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому

что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней", ей все равно хочется большего. И если у Наташи был

богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-консерватор. Мало он написал и о

тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена

богучаровского бунта — единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе

"Декабристы".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Философские проблемы в романе

Слов:714
Символов:5426
Размер:10.60 Кб.