Сочинения по литературеГоголь Н.В.Юмор, лирика и героика у Гоголя

Юмор, лирика и героика у Гоголя

Ни у кого из русских писателей-реалистов лирическая струя в художественной прозе не играет столь значительной роли, не выступает так сильно и выразительно, как у него. В зависимости от общего замысла произведения, от хода повествования лирическая стихия получает свое воплощение в самых различных формах. Перед нами предстают взволнованная Исповедь писателя о своем творческом труде и тонкая ирония по поводу изображаемых событий, светлое, радостное восприятие мира и глубокая скорбь, острый сарказм и напряженная патетика. Во всех этих многообразных проявлениях гоголевский лиризм отражал горячую веру в творческие силы человека, устремленность в будущее, жажду совершенных общественных отношений.

Лиризм Гоголя являлся выражением авторского отношения к изображаемым событиям и людям, выражением прямой авторской их оценки. Находя свое воплощение прежде всего в юморе и сатире, «энергия негодования» пронизывает и многие лирические высказывания писателя, особенно в таких произведениях, как «Невский проспект», «Шинель», «Мертвые души». По основной своей тональности лирические монологи писателя, например в «Мёртвых душах», резко отличны от юмористического повествования, но они вовсе не вклиниваются в него как вставим эпизоды, они завершают собой описание определенно круга событий, ярко освещая общий смысл и характер этого описания. «Энергия негодования» в лирических высказываниях писателя тесно слита с гуманистическим идеями.

Широта и многозначность гоголевского лиризма становятся особенно ясными, если вспомнить о лирической насыщенности «Тараса Бульбы». Тут лирический пафос отделен от общей тональности повествования, он как бы сопутствует развитию событий, героике. Наиболее напряженны

е эпизоды борьбы казацкого воинства, судьбы от» дельных героев находят живой отклик в лирических отступлениях автора, заключающих в себе и горячее обращение к героям, и оценку их действий, и размышления об их участи. Воплощая в себе ясно выраженное отношение к действующим лицам эпопеи, лиризм оттеняет земные истоки героики.

Когда речь идет об отношении Гоголя к изображаемым событиям, об оценке им явлений действительности, часто указывают па то, что единственным критерием, которым пользовался писатель, был критерий моральный, что будто для него было характерно изображение жизни лишь с точки зрения «падения нравов». Нравственный критерий, несомненно, имел важное значение для Гоголя, он не только изображал низменные страсти, зло, широко распространенные в мире, но и горячо осуждал их. Однако нравственный критерий сливается у Гоголя с показом героев в свете исторических судеб страны, народа.

И так же как в юмористических и сатирических образах отношение к интересам нации, народа является важнейшим моментом развенчания героев, так и в образах героико-эпических связь с народом, служение историческому, народному делу составляет источник духовного величия героев. Гоголь не только показал зависимость героев от обстоятельств и условий жизни, но выдвинул активное социальное творчество, историческое дело как основу их оценки.

В реалистических произведениях Гоголя необыкновенно выразительная словесная живопись органически сливается с глубокою мыслью художника, с воплощением ярчайших художественных обобщений. Искусство автора «Мертвых душ» и «Тараса Бульбы» с полным основанием можно назвать высоким реализмом, раскрывающим мелочное, пошлое с позиций истинного гуманизма.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Юмор, лирика и героика у Гоголя

Слов:440
Символов:3464
Размер:6.77 Кб.