Сочинения по литературеАйтматов Ч.Т.Художественное пространство и время в творчестве

Художественное пространство и время в творчестве

Вот уже почти сорок лет мы читаем произведения Чингиза Айтматова и никак не можем к ним привыкнуть.

В 60-х годах, будучи еще молодым прозаиком, он поведал о своей любви к родному краю, к людям, живущим в

горах Тянь-Шань, окружающим великое озеро Иссык-Куль. “Повести гор и степей” дышали молодостью, свежестью,

радостью бытия. Но уже тогда появляется “дисгармоническая” окрашенность некоторых сюжетных линий, эпизодов,

образов холодными оттенками трагического, с особой силой заявившей о себе в повестях “Материнское поле” и

“Прощай, Гульсары!” Впервые же ощущение болевого шока читатель испытал в 1970 году от повести “После сказки”

(“Белый пароход”). А в 1980 году пронзительно и требовательно взглянул нам в глаза Едигей Жангельдин — главный

герой романа “И дольше века длится день”. Каждый раз произведения Айтматова застают врасплох, повергают в

сомнения и растерянность читателя и критика яркой публицистичностью, острой социальностью и высоким уровнем

художественности, подкрепленным философской глубиной и наполненностью. В этом суть феномена Айтматова-

писателя. Все его произведения, казалось бы сотканные из сиюминутных, наиактуальнейших моментов нашей жизни,

несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысление сложнейших социальных, психологических, общечеловеческих

проблем. Его повести и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают

события истории нашего общества и мира в целом.

В романе “И дольше века длится день” существует как бы несколько пространств: Буранного полустанка, Сары-

Озеков, страны, планеты, околоземного и дальнего космоса. Это как бы одна ось координат, вторая временная:

воедино связываются далекое прошлое, настоящее и почти фантастическое будущее. Каждое пространство

имеет

время, все они взаимосвязаны между собой.

Из этих взаимосвязей, которые возникают благодаря сложному композиционному решению, рождаются метафоры

и ассоциативные образы романа, придающие глубину и выразительность художественным обобщениям писателя. В

самом начале романа стрелочник Едигей разведет все три времени; литерный уйдет в будущее на космодром Сары-

Озек, сам Едигей останется в настоящем, а мысли его унесутся в прошлое. С этого момента категории времени будут

существовать в разных мирах и развиваться параллельно. Соединятся, сомкнутся они лишь в финале романа в

страшной картине апокалипсиса. “Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма...

Человек, верблюд, собака — эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе,

страшась расстаться друг с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые гигантскими огненными

всполохами...”

Местом встречи времен стало древнее родовое кладбище Ана-Бейит, "возникшее на месте гибели матери, убитой

рукой сына-манкурта, изуродованного средневековыми жуаньжуанями. Новые варвары построили на родовом

кладбище космодром, на котором в толще земной, в прахе предков до поры до времени таились ракеты-роботы,

замкнувшие, казалось бы, разорванную связь времен по сигналу из будущего, вознеслись над миром силы зла далекого

прошлого, невероятно жестокого с точки зрения настоящего. Так в романе Ч. Айтматова переплетаются образы

пространства — времени, героев, мысли и чувства и рождается удивительно гармоничное единство, особенно

необходимое в наш век не только из-за вторжения научно-технических свершений в область фантастики, но скорее

потому, что противоречив и дисгармоничен мир, в котором мы живем.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Художественное пространство и время в творчестве

Слов:475
Символов:3776
Размер:7.38 Кб.