Сочинения по литературеЛесков Н.С.Жизнь и творчество Николая Семеновича Лескова

Жизнь и творчество Николая Семеновича Лескова

Умом Россию не понять,

ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО

ПЛАН

Жизнь и творчество Николая Семеновича Лескова

Богатое, многообразное творчество Лескова, хотя и не лишено противоречий, вместе с тем отличается удивительной художественной и эстетической цельностью. Произведения писателя объединяют пафос высокой нравственности и яркая самобытность поэтических форм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

3

В произведения Лескова как живой источник повествования и средство осмысления и изображения характеров неизменно входят приметы национальной истории, народного творчество, древняя литература, национально-религиозные идеи, даже суеверия и предрассудки, если они таят в себе волшебство поэзии.

ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО В НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СТАНОВЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ “ПЕРЕЛОМ” В ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ “ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК” – КАК ОБРАЗ РОССИИ

В НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Ф. И. Тютчев

Мало кто из русских писателей столько ездил по России, сколько Николай Лесков. “…Учился не в школе, а на барках у Шкотта” , – говорил он, вспоминая время горьких, суровых наблюдений, “… изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это дало… больше обилие впечатлений и запас бытовых сведений” . Эти сведения он пополнял до конца своих дней уже в Петербурге: “У него на дому можно было встретить и старообрядцев, и хлыстов, и монахов, и богомольцев, якобы возвращавшихся с Афона или Иерусалима…” . Писатель всегда обнаруживал живой интерес к народным “легендам и поверьям” , “не было секты, учения, ереси, которых бы он не изучил до тонкостей” .

Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе. И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он был и всю жизнь оставался глубоко демократичным художником и подлинным гуманистом. Всегда выступал он в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за “свободу ума и совести” , воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателя…

С ДУМОЙ О РОССИИ

В 1849 году Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты и спустя некоторое время “определен помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения” . Как культурный центр университетский Киев заметно отличался от провинциального Орла. В доме своего дяди, брата матери, профессора медицины С. П. Алферьева, Лесков встречался почти со всеми молодыми профессорами тогдашнего университетского кружка. Вероятно, в этот период жизни входит в круг его интересов А. И. Герцен, а также он близко знакомится и оценивает Тараса Шевченко и многих других прогрессивных ученых, юристов. Яркие киевские воспоминания запечатлелись во многих его произведениях (”Некрещеный поп” , “Печерские антики” , “Старинные психопаты” , “Импровизаторы” , “Заячий ремиз” и др.) Опыт служебной практики постоянно обогащал запас его наблюдений. Но еще более значительный жизненный багаж приобрел Лесков, когда, оставив государственную службу, поступил на работу к мужу своей тетки, англичанину А. Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных. Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он разъезжал по югу, северу страны и Поволжью, попадая и в отдаленные углы России. Он бывал в самых разных городах: Пензе и Риге, в Новгороде, Пскове, Оренбурге и Одессе. Он знал прикаспийские степи и песчаные равнины Поволжья, жил в Прибалтике и на островах Финского залива… Лесков любил и невские берега Петербурга, и златоглавый Киев, возвышающийся над кручей могучего Днепра, с его Киевско-Печерской лаврой и Софийским собором. Дорога была ему и Москва, старый Лефортовский дворец, Чистые пруды, Театральная площадь, Кремль и “тихая Москва-река с перекинутым через нее Москворецким мостом, а еще дальше облитое лунным светом Замоскворечье и сияющий купол Симонова монастыря” . Любил он и Красную площадь, где “бронзовый Минин поднимал под руку бронзового Пожарского” .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

“Лучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойно” – так на склоне лет писал Н. С. Лесков. В те годы, когда о лесковских произведениях немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: “Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна” . Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряженных идейных исканий. Одухотворенный великой любовью к своему народу, он стремился говоря словами Горького, “ободрить, воодушевить Русь” .

Н. С. ЛЕСКОВ О РОССИИ

Постижение родной страны и сокровенная связь с народом рождались в самом непосредственном общении. “Я не изучал народ… я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, – с полным

правом писал о себе Лесков, – я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом да на замашной панинской толчее. Я с народом был свой человек” . И он знал “русского человека в самую его глубь” и знал русскую историю. Он умел не только оценить прошлое, но и выразить о нем свое мнение, полное национального достоинства. Лесков неизменно подчеркивал героический характер русской старины, величие подвигов народных.

Использованная литература

Его видение действительности, его поэтика органически сочетали реализм и романтическую мечту, насыщенность повествования массой конкретных, иногда документальных подробностей, почти натуралистических зарисовок и глубокую художественную обобщенность воссоздаваемых картин.

Аршином общим не измерить…

Он жил, всем сердцем своим стремясь “служить родине словом правды и истины” , искать лишь “правды в жизни” , давая всякой картине, говоря его словами, “освещение подлежащее и толк по разуму и совести” . Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.

60-е годы XIX века не случайно называют бурным временем. Очевидная неотвратимость великих исторических перемен, острые общественные столкновения, вынужденные правительственные реформы, официальная отмена крепостного права и повсеместно возрастающий авторитет революционной демократии – все знаменовало не только политический, но и общий подъем интеллектуальной и духовной жизни России… но одновременно ощущался и духовный раскол во всех сферах общественного сознания. Появляются пламенные прокламации “Молодая Россия” , совершается покушение на Александра II, в сотнях списков распространяются бунтарские “Отщепенцы” Николая Соловьева и т. д. В сознании масс все заметнее проступает безразличие к разного рода официальным идолам и лозунгам. Равнодушие ко многим прежним идеалам как черте “верования, уже лишенного жизненности и существующего только по силе обычая” , такое равнодушие означало переворот во многих убеждениях, некогда вдохновлявших умы. Неправда ли как все это созвучно современному этапу развития России, как все же история повторяется.

В рассказах и повестях Лескова, словно заново рожденные, возникали почти неизведанные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь русский мир. Здесь представала и “отходящая самодумная Русь” , и современная ему действительность.

Обаяние родной стороны овладевало воображением мальчика. Навсегда запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, крестьянских поверьях, которые слышал он в глуши Кромского уезда от нянюшек и дворовых. На всю жизнь проникся будущий писатель народным миропониманием. Лесков по воспоминаниям современников, “верил в народные приметы, хотя и старался этого не показывать” . Всю жизнь испытывал он глубокий интерес к народному творчеству, без которого невозможно ощутить полноту духовности народа. Постижение народной жизни рождалось прежде всего в самом непосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами.

СТАНОВЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ

С ДУМОЙ О РОССИИ

Пять лет провел Лесков в стенах Орловской гимназии. Учение в гимназии не много прибавило к его образованию. Господство схоластики, розог и многое другое “имело вредное влияние даже и на нравственную сторону воспитанников” . Не окончив гимназии, начал Лесков свою службу чиновником Орловской уголовной палаты. Здесь в большом многообразии раскрывались перед ним всевозможные жизненные драмы и подноготная пестрых людских судеб, в которых он принимал нередко самое близкое участие. Впоследствии в его произведениях воскреснут и услышанные им рассказы, горестные повести о судьбе крепостных (”Житие одной бабы” 1863; “Тупейный художник” , 1883) , и уголовные драмы (”Леди Макбет Мценского уезда” 1865; пьеса “Расточитель” , 1867) , и ужасающие картины голода в деревне (”Юдоль” , 1892) , и о замечательных людях из народа, благородных чудаках и праведниках (”Однодум” , 1879; “Кадетский монастырь” , 1881; “Несмертельный Голован” , 1880, и др.) .

ВВЕДЕНИЕ.

На Орловщине, в селе Горохове, 4(16) февраля 1831 года в семье небогатого судейского служащего, поповича Семена Дмитриевича Лескова родился сын Николай.

В Орле, недалеко от крутого обрыва над рекой Орликом, некогда стоял высокий деревянный дом с мезонином, в котором прошло его детство. Семья Лесковых жила в нем до 1839 года, когда чиновник орловской уголовной палаты, отличавшийся “твердостью убеждений” близкий в прошлом к Рылееву и Бестужеву, ушел в отставку, резко разойдясь во взглядах с губернским начальством. Семья переселилась в Кромской уезд на небольшой хутор Панино. Там, как вспоминает писатель, где “была водяная мельница с толчеею, сад, два двора крестьян и около сорока десятин земли” .

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Жизнь и творчество Николая Семеновича Лескова

Слов:1324
Символов:10138
Размер:19.80 Кб.