Сочинения по литературеМаршак С.Я.Анализ первых стихотворений Маршака

Анализ первых стихотворений Маршака

Стихотворение «Пожар» отличается исключительно четкой композицией. Первые его строфы рассказывают о дозорном на каланче, затем идет вторая главка — огонь вырывается из плена и, наконец, третья — выезд пожарных на борьбу с огнем. Причем Маршак так отбирает факты и языковые средства, что каждая часть стихотворения — это законченное, самостоятельное целое, воспринимаемое в то же время как органическая часть единого сюжета.

События в стихотворении развиваются быстро, напряженно: маленький, хитрый огонек вырвался на волю, и сразу же грозно забушевало пламя, мчатся в красной машине пожарные… Такой динамизм в показе событий необходим, так как, по словам А. С. Макаренко, «ребенок любит движение, любит события… его воля требует движения и перемены мест». Поэтому в стихотворении С. Я. Маршака особую роль играют глаголы — на них падает главная смысловая нагрузка:

* Приоткрыла дверцу Лена, Побежал по стульям с треском,

* Соскочил огонь с полена, Вверх пополз по занавескам,

* Перед печкой выжег пол, Стены Дымом заволок,

* Влез по скатерти на стол, Лижет пол и потолок.

* А как весомо звучат глаголы в следующем отрывке:

* Топорами балки рушат,

* Из брандспойтов пламя тушат…

Не случайно А. Н. Толстой говорил: «Всегда нужно, прежде всего искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмета». Поэт знакомит юного читателя с главным героем поэтического рассказа — пожарным Кузьмой. Он отважен, скромен. Поэт рассказывает о нем с добрым юмором:

* Вот Кузьма в помятой каске,

* Лоб в крови, подбитый глаз

* Голова его в повязке,

* Да ему не в первый раз…

Высшей наградой для Кузьмы является сознание того, что «поработал он недаром и славно справился с пожаром».

Маршак выводил

ребенка из узкого, комнатного мирка на широкий простор. Стихотворение «Почта» (1927) —это скорее маленькая поэма. Сюжет этого произведения несложен: догоняя адресата, письмо облетает почти весь земной шар, и вместе с ним путешествует и маленький читатель: из Ленинграда — в Берлин, из Берлина — в Лондон, из Лондона — в Бразилию, из Бразилии—вновь в Ленинград. Стихотворение состоит из 10 небольших главок, очень лаконичных по содержанию, тесно взаимосвязанных. Ни одну из них нельзя переставить в стихотворении или опустить, не нарушив при этом общей композиционной целостности. Своеобразны эти главки и по форме: одни из них напоминают загадки:

* Кто стучится в дверь ко мне

* С толстой сумкой на ремне,

* С цифрой 5 на медной бляшке,

* В синей форменной фуражке? —

* другие — детские считалки:

* Это он, Это он, Ленинградский почтальон!

Рассказывая о том, как письмо путешествует по свету, Маршак знакомит читателя с целым рядом героев, наделяя каждого из них запоминающимися, очень конкретными национальными чертами характера, поведения: мистер Смит «в почтовой синей кепке, а сам он’ вроде щепки»; дон Базилио, бразильский почтальон, «от зноя утомлен»; «в синей форменной фуражке, с цифрой 5 на медной бляшке» — ленинградский почтальон.

Опять-таки, как и в «Пожаре», стремительность ритма в стихотворении автор создает тщательным подбором глаголов, обозначающих движение:

* Письмо

* Само

* Никуда не пойдет,

* Но в ящик его опусти —

* Оно пробежит,

* Пролетит,

* Проплывет

* Тысячи верст пути…

Рассказу о кругосветном путешествии письма соответствует и своеобразная кольцевая композиция стихотворения. Оно заканчивается своеобразным гимном почтальонам, их нелегкому, незаметному, но очень нужному людям труду.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Анализ первых стихотворений Маршака

Слов:616
Символов:3867
Размер:7.55 Кб.