Сочинения по литературеПришвин М.М.Я ведь, друзья мои, пишу о природе – М. М. Пришвин

Я ведь, друзья мои, пишу о природе – М. М. Пришвин

М. М. Пришвин один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, «географических очерков» о природе. В них все объединено человеком неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказкебыли М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

«В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей», так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа Настя и Митраша. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки». Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, «с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. «Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы». Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Однажды решили они пойти в лес за клюквой. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, «вся красная, как кровь, от одной только клюквы», Настя и Митраша отправляются в лес.

Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную «тулку», сумку с компасом. Зачем же он берет компасВедь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. «Мужичок в мешочке» хорошо помнит отцовские слова: «В лесу эта стрелка тебе добрей матери: …небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад ошибешься, заблудишься…». Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото. Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. «Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания». О Блудовом болоте ходила легенда, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…» С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа. После отдыха дети решили идти дальше. Но не тутто было, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Что же делатьПроявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры.

«Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у дере вьев иногда выходило так, будто гдето горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Даже волк в это время вылез из своего логова, «Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл». Как и всякая сказка, сказкабыль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша изза своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же НастяОна, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, «еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках». Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет «живут» на Блудовом болоте ель и сосна.

Более полутора веков минуло с тех пор, как написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Но многие нелепости, провозглашавшиеся в недавнем прошлом, «мы призваны покорить природу» или, пуще того, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их наша задача», будто подсказаны незадачливой пушкинской старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках. Богатый

мир природы, ее гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже появляются тревожные ноты. Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. А Пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому

Чтобы ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, начатый еще в «Лесной капели», найти «ключ к собственной душе». «Лесная капель» книга о нравственных исканиях человека, об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью «неодетой весны», и звоном «лесной капели», и очарованием «ореховых дымков». «Глаза земли» это вершина поэтического мастерства писателя. Разделенная на три части: «Дорога к другу», «Раздумья», «Зеркало человека», она представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли Пришвина. «Глаза земли» это путь человека к «душам всех и каждому в отдельности» через свой собственный опыт жизни; это искусство художника видеть мир через душу человека и душу природы.

Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден я тебя накормлю, ты одинок я тебя полюблю. Все у писателя мир, природа, человек в совокупности составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме посвящена сказка-быль «Кладовая солнца». В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная со сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. Это повесть, которая пополняет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота.

Многое, о чем пишет Пришвин, не фантазия. В основу всех его произведений положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, писал Пришвин. Вот возьми, например, слово «родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…». Пришвин один из своеобразнейших писателей. Горький писал о нем: «Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами». Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он предназначен только для отдыха. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу значит охранять родину. Творчество Пришвина это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире, слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Я ведь, друзья мои, пишу о природе – М. М. Пришвин

Слов:1323
Символов:9028
Размер:17.63 Кб.