Сочинения по литературеПушкин А.С.ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Противостояние

личности и государства — одна из самых

заманчивых для А. С. Пушкина тем. Именно она

постоянно и настойчиво перекликается с

такими вечными его мотивами, как свобода,

место человека в обществе, сила, власть.

Шире всего антагонизм личности и

государства показан в поэме “Медный

всадник”. На нее мы и будем опираться.

В

качестве сторон конфликта А. С. Пушкин

создал два образа: Петра Первого и Евгения.

Петр — воплощение государства, император

расейский, Медный всадник. Он построил

Санкт-Петербург. Для России, для страны, для

государства это хорошо — “отсель грозить

мы будем шведу”. Но во благо ли это Евгению,

россу, человеку, личности?

А

кто, собственно, сказал, что Евгений —

личность? Мы щедро раздаем хвалебные

эпитеты (как, впрочем, и всякие другие),

лепим ярлыки, но заслужил ли их Евгений?

Заслужил.

Хотя бы и своими последними словами “ужо

!тебе...”

явно заслужил. Этим он восстал против

самодержца, а значит — против государства.

Тот, кто осмелился на такое, — уже личность.

Кроме того, под “личностью” (в

литературном, а не биологическом смысле)

обычно подразумевают человека, имеющего

собственный взгляд на вещи, а не

прожигающего жизнь свою “с легкостью

необыкновенной”. Так вот, у Евгения имеется

этот самый “собственный взгляд”. Евгений

— сторонник “тихого счастья”: не “украл —

выпил — в тюрьму”, а “дом — жена — карьера”.

Конечно, таких людей немало, но тех, кто

опять же ради своей идеи руку на вождя

поднимет, — единицы. Евгений в их числе.

Выходит, он личность. И Петр Первый тоже

личность.

Таким

образом, копнув поглубже, сразу становится

ясно: конфликт в “Медном всаднике” не

просто война между “хорошей” личностью и

“плохим” государством (или наоборот, как

угодно). Это уже столкновение личности,

живущей ради собственной пользы, с

личностью, живущей ради всей России, ее

народа, ее людей, то есть — ради других

личностей.

Значит,

в какой-то степени человек и “особый

аппарат органов публичной власти” стоят в

одном ряду, бок о бок, так сказать. Но в таком

случае в поэме должна быть некая “третья

сила”, которая если не сплотит Петра

Первого и Евгения, например, в неприятии

себя самой, то хотя бы намекнет на такую

возможность. На возможность единения

личности и государства (а ведь так оно и должно быть в идеале).

И

А. С. Пушкин находит тре

тью силу. Как ни

банально, ею становится природа, стихия.

Именно ее поборол Петр Первый, возведя

северную столицу, именно она взбунтовалась

в 1824 году. Взбунтовалась именно против

стоящего на Неве города, против его

создателя, против государства.

Не

являясь частью государства, Евгений

вовлечен в эту борьбу поневоле. И

неожиданно оказывается на стороне именно

государства. Сцена “Петр и Евгений

укрощают льва и коня” тому лишнее

подтверждение. Евгений здесь, вместе со

Всадником. А невеста его, с которой он

собирался жить “по природе”, в бездыханном

состоянии где-то по ту сторону стихии. Туда

пути нет. Ну а куда же есть?

А

есть совершенно неожиданный исход поэмы.

Что происходит после знаменитого “ужо тебе...”?

Евгений в страхе бежит от Всадника, тот за

ним. С одной стороны, это гнев великого

монарха на сумасшедшего червя. А с другой —

они бегут в одном направлении, и это что-нибудь

да значит. Два злейших врага встречаются на

узкой тропинке именно в тот момент, когда им

делить особенно и нечего. Евгений бежит от

Петра, а Петру, хотя бив гневе, не до Евгения.

Вспомним, ведь

Петр Алексеевич Романов скончался в 1725 году

от воспаления легких, полученного точно во

время предыдущего наводнения. Значит, для

его медного изваяния нынешний потоп —

перст судьбы, и от него нужно срочно

скрыться.

Итак,

мы видим, что рассматриваемый конфликт

понемногу из двойственного вырос в

тройственный. Помогла в этом прекраснейшая

составляющая человеческого бытия —

природа. Само расширение темы достаточно

очевидно. Вопрос в другом: зачем это все

понадобилось А. С. Пушкину?

Одна

из скрытых причин в следующем. Обычно чем

проще модель произведения, тем виднее там

автор. Он просто не может скрыться за

примитивным сюжетом. А в “Медном всаднике”

Пушкин, как, наверное, нигде, не хочет “себя

показать”. Он — певец реальности. Главными

поэтому становятся две вещи. Во-первых,

написать поэму как можно объективнее. А во-вторых,

самому понять только что написанное. Такой

подход дает небывалый эффект. Читатель как

бы сам осмысливает все ему предлагаемое и

делает собственные выводы. Вообще говоря,

иначе и невозможно.

Конфликт

в чистом виде личности и государства не

имеет решения. Всегда он был, всегда он

будет. Приговор А. С. Пушкина: “Да будет так”.

Пусть каждый делает то, что хочет, и то, что

может. Всех рассудят потомки.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Слов:580
Символов:5800
Размер:11.33 Кб.