Сочинения по литературеПушкин А.С.ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА

ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА

Но

может быть, такого рода

Картины

вас не привлекут:

Все

это низкая природа;

Изящного

не много тут”.

“Евгений

Онегин” (5-я гл.)

Описание

природы встречается почти в каждом

стихотворении А. С. Пушкина. Но было бы

ошибочно видеть в нем только лишь приятную

глазу и душе картинку. На самом деле оно

многофункционально. Например, в “Евгении

Онегине” через описание времен года

показывается течение времени. Вместо фраз

“прошел год”, “через два месяца” и т. п.

Пушкин дает картину природы,

соответствующую этому временному отрезку.

Одновременно с этим описание природы

соответствует и внутреннему состоянию

автора. В “Бесах” Ф. М. Достоевского

сомнения и страхи автора переходят на

природу, и получается из простой метели

какое-то жуткое хаотическое кружение,

затягивающее внутрь себя все сущее, все

живое.

То

же самое природное явление (метель, буран)

может выполнять совсем другие функции:

являться по сюжету началом драмы. Так

происходит в повести “Метель”, где сюжетом

движет не цепь поступков человека, а

явление природы. Не случись метели,

Владимир бы спокойно доехал и обвенчался с

Машей. Так же и Маша из-за метели

обвенчалась с каким-то неизвестным

шутником-путником, опять же из-за метели

сбившимся с дороги и впоследствии

оказавшимся ее возлюбленным Бурминым.

В

“Медном всаднике” природа — это

своевольная стихия, не смирившаяся и до

конца не покорившаяся человеку. Здесь (как и

в “Метели”) явление природы (наводнение) —

завязка сюжета. Вернее, не сама природа, а ее

конфликт с властью и человеком,

попытавшимся ее покорить. Получается, что

природа является как бы дополнительным по

счету действующим лицом в этой поэме. В

стихотворении “К морю” водная стихия (море)

также является действующим лицом —

собеседником поэта, к которому поэт

обращается. Здесь сравниваются свободная

стихия и внешняя несвобода поэта, а

соответственно и всего мира, так как “судьба

людей повсюду та же”. И даже если бы он был

свободен, ему некуда уйти. У поэта остается

только его внутренняя личная свобода.

Наблюдается

некая закономерность: в роли героя может

выступать только свободная и

свободолюбивая стихия, не покорившаяся

человеку: метель (в “Бесах”, “Метели”) и

вода (в “Медном всаднике”, “К морю”). Мне

кажется, в этом вы ражается особая любовь

поэта к ним, особенно к воде. Возможно, это

связано с тем, что А. С. Пушкин, будучи

свободолюбивым человеком, всю жизнь был

вынужден подчиняться. И он понял со

временем, что человек может быть полностью

свободен только внутренне, в отличие от

любимых им природных стихий.

Помимо

того, что описание природы выполняет разные

функции, оно также изменяется во времени. В

каждом периоде творчества поэта описание

природы различно. Это очень хорошо видно на

примере двух стихотворений, написанных в

разное время (1819, 1835), но воспроизводящих

одно и то же место. Я имею в виду “Деревню”

и “...Вновь я посетил...”. В “Деревне” А. С.

Пушкин соединил два нача-__ ла: лирическое и

гражданское. В первой части этого

стихотворения он сталкивает развратный

двор, от которого бежал, и мирную, вольную

природу. Это весьма романтическое описание

природы интересно сравнить с описанием той

же природы, но уже в более позднем

философском стихотворении “...Вновь я

посетил...”. Присутствует уже совсем

другое

настроение — тоска. Если в “Деревне” А. С.

Пушкин испытывает радость от свидания с

природой, с родным уголком, то здесь вновь

увиденное Михайловское таких бурных чувств

не вызывает. В “Деревне”: “Парус рыбаря

белеет иногда”, “Вдали рассыпанные хаты”,

“Овины дымные и мельницы крылаты”. В

стихотворении “...Вновь я посетил...”:

Плывет

рыбак и тянет за собой

Убогий

невод по брегам отлогим.

Рассеяны

деревни — там за ними

Скривилась

мельница, насилу крылья

Ворочая

при ветре...

На

примере этих стихотворений видно: поздний

Пушкин склоне

н к более реалистическому

описанию природы, к использованию обычной,

неромантической лексики.

Порой

лексика, совершенно разная по стилю, при

описании природы встречается и в пределах

одного стихотворения, В “Зимнем утре”

романтическая, “условная” лексика, идущая

от В. Жуковского (“Аврора”, “негой взоры”),

сменяется простонародной (“вечор”) и

общеупотребительной лексикой. Этот переход,

правда, органичен, столкновение стилей

отсутствует. Для А. С. Пушкина также

характерно присутствие некоего движения

внутри стихотворения. Описываемая им

картина никогда не бывает статичной. Поэт с

легкостью переходит от одного времени года

к другому (“Осень”), от сегодняшнего дня ко

дню вчерашнему, от описания природы к

описанию комнаты (“Зимнее утро”).

Самое

значительное стихотворение А. С. Пушкина,

посвященное природе и взаимоотношению

поэта и природы, — это “Осень”.

Стихотворение, посвященное самому любимому

А. С. Пушкиным времени года, разбито на

фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени.

Второй, третий и четвертый — остальным

временам года: весне, зиме и лету. Описание

лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает

всего по две строчки, но в то же время у

читателя создается достаточно широкая и

объемная картина природы. Это достигается

благодаря употреблению небольшого

количества существительных, имеющих

широкое значение и являющихся общими

понятиями, неизбыточности уточняющих слов

и оборотов (прилагательных, причастных и

деепричастных). А если уточнения и

используются, то они точно передают

настроение и отношение поэта к

описываемому.

Вот

описание лета: Ох,

лето красное!

Любил

бы я тебя, — личное отношение, не описание,

Когда

б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается,

что всего четырьмя (!) существительными (“зной”,

“пыль”, “комары”, “мухи”) А. С. Пушкин

создает не только картину лета, но и

передает свое отвращение к нему. Эпитет “красное”

здесь имеет, по-моему, иронический смысл.

Примечательно, что оба описания (лета и

осени) Пушкин сводит к воспоминаниям о зиме

— втором (после осени) любимом времени года.

Зиму же Пушкин описывает по-другому, то есть

манера описания такая же: “широкими

мазками создать картину”, но настроение

иное. Один Мазок — снега, другой — свет луны.

И все, пейзаж готов.

Несмотря

на явное предпочтение зимы лету и весне,

осень — еще более любимое время года, и ей

посвящается все остальное стихотворение.

Эта пора года — кульминация Красоты.

Исключительность осени состоит в том, что

она воплощает одновременно два мотива:

красоты и смерти (осень — пора увяданья,

умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее

с чахоточной девой, чей багровый румянец

(цвет

осеннего леса) на щеках является признаком

смертельной болезни и в то же время

напоминает щеки красивой, полной жизни

девушки. В строчке “Унылая пора! очей

очарованье!” наиболее ясно слышится

сочетание, присутствие в осени мотивов

смерти и красоты. Причем ощущение красоты

усиливается и наиболее остро

воспринимается именно от сознания ее

недолговечности. А. С. Пушкин — совершенно

земной и жизнедеятельный поэт, поэтому от

описания красоты и природного великолепия

он тут же переходит к бытовым деталям и

прозаизмам:

Чредой

слетает сон, чредой находит голод...

Я

снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте

мне простить ненужный прозаизм).

Процесс

творчества, вдохновение, вызванное

потрясающей красотой осени, оказываются

связанными с прозаическими деталями. А. С.

Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта

даже при описании своего любимого времени

года, от этого красота осени, подчеркнутая

близким ее концом, становится чем-то еще

более реальным и действенным.

Остается

лишь добавить, что осень была самым

благотворным периодом в творчестве А. С.

Пушкина, ведь именно осенью были написаны

многие из лучших пушкинских произведений,

таких, как “Медный всадник”, маленькие

трагедии и многие другие.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА

Слов:871
Символов:9916
Размер:19.37 Кб.