Сочинения по литературеБлок А.А.Метафорическое восприятие мира А. А. Блоком

Метафорическое восприятие мира А. А. Блоком

1. Приближение к читателю странного мира.

2. Многослойный метафорический образ.

3. Страшный чарующий облик возлюбленной.

Остановите мир, я сойду.

Э. Ньюли

У А. А. Блока было свое понимание мира, в котором он живет. Поэтические натуры подбирают особые слова и краски, чтобы показать всю его прелесть и красоту. Блок же для этого выбирает необычные поэтические средства, позволяющие нам заглянуть в странный и необъяснимый мир, в котором ему пришлось жить. Его творческий путь пришелся на переломный момент для нашей истории. Страну захватил своеобразный вихрь революционных изменений, о которых писал сначала поэт, потом Б. Л. Пастернак. Стихия — одна из наиболее красочных метафор в творчестве обоих поэтических натур. Она говорит о том, что можно все разрушить И построить заново, но она не указывает конкретного маршрута, по которому нужно следовать. В вихре, в снежном потоке нет дорог, их просто не видно. Поэтому человек идет наугад и не знает, куда попадет в конечном итоге.

К образу снега в своем творчестве Блок обращается не раз. У него есть целый цикл под названием «Снежная маска», который разделен на две тематические части: «Снега» и «Маски». Снег не тихо падает, завораживая нас своим зимним танцем, нет, он горит. Так в стихотворениях поэта совмещается несовместимое. Холодный и леденящий душу снег превращается в костер, который может дарить тепло и успокоение. Но в произведении «На снежном костре...» нам приоткрывается странная картина: в это время года белый дым завивают молодые ночи.

Молодые ходят ночи,

Сестры — пряхи снежных зим.

И глядят, открывши очи,

Завивают белый дым.

Так в своем творчестве поэт обращается к метафорической картине мира. Он наделяет видимые им образы теми качествами, которые им изначально не присущи. Даже такой необъятный образ, как ночь, которая не имеет никаких пределов, он заставляет, как человека, не только ходить, но и совершать при этом какие-то действия.

Подобное образное воплощение позволяет показать отвлеченные, природные понятия через знакомые черты и образы. Тем самым поэт приближает к нам свое понимание данного мира. В то же время он представляет нашему вниманию достаточно красочную картину действительности. Кажется, что в руки он берет не поэтическое слово, а кисть, чтобы отразить все великолепие окружающего мира.

У А. А. Блока он имеет особое наполнение. Поэт создает на своем поэтическом полотне многослойные образы. Например, очи он называет крылатыми. Тем самым в нашем представлении они становятся еще более воздушными. В то же время очи словно увеличиваются в размерах. Ведь размах крыльев птиц, видимых нами в полете, показывает все их великолепие. Именно такое метафорическое обрамление приобретает слово «очи». Оно не приближает нас к изображаемому предмету, так как он и так нам хорошо знаком. Наоборот, поэт удаляет нас от него и показывает, что в таком воплощении очи будут на недосягаемом от нас расстоянии.

Но и этот образ — крылатые очи — поэт снова метафоризирует. Очи являются неотъемлемой частью большого портрета высоты.

И крылатыми очами

Нежно смотрит высота.

Таким путем поэт создает многослойный метафорический образ. И в этот раз он приближается к нам. Ведь достаточно трудно дать какое-либо конкретное определение высоте. Но поэту это удается с помощью образа «крылатых очей». К стихийному проявлению природы Блок в своем творчестве обращается не раз. Он словно подбирает особые краски, чтобы описать явления природы. Одним из самых загадочных является ветер. В нашем воображении возникает множество его характеристик: ветер перемен или ветер, переходящий в вихрь. В метафорическом полотне поэта он часто обладает чертами, последними в этом списке. Ветер вносит в картину новую тревогу: становится диким. Нам и так понятно, что он живет по своим законам, которые не то что человеку, но и ученому не всегда понятны. При этом такая стихия способна приносить только разрушение.

Так, снова в стихотворении поэта «Дикий ветер...» создается многогранный образ. Он не только получает характеристику, но и начинает действовать, то есть Блок для его описания использует не только прилагательное, н

о и глагольные формы.

Дикий ветер

Стекла гнет,

Ставни с петель

Буйно рвет.

В подобной метафорической картине при описании ветра в поле нашего зрения попадает еще один образ — стекла. Дикий ветер настолько сильный, что начинает их гнуть. Но они могут только разбиваться. Так поэт при описании снова отходит от правдоподобия, чтобы показать нам свое восприятие и понимание этого неоднозначного и сложного мира.

В следующих строках стихотворения показаны новые проказы ветра. Он оказывается способен «потрясать ворота». Но вот в картину входит река, которая также описывается с помощью поступков, характерных для живых существ: она ломает лед. Стихотворение «Дикий ветер...» заканчивается новыми проказами самого ветра. Он слово в кольцо заключает лирического героя и его размышления о милой, которую он не хочет отдать другому. Последний же в его воображении уже соотносится с диким ветром, ломающим не только ставни, но и сотрясающим весь дом. В этой метафорической картине Блока ветер соотносится не на словесном, а на образном уровне с человеком, который грозит лирическому герою забрать у него милую.

Если в гости ходит ветер,

Только дикий черный ветер,

Сотрясающий мой дом ?

Что ж ты, ветер,

Стекла гнешь?

Ставни с петель

Дико рвешь?

Поэт в своих стихотворениях использует метафорическое отражение мира не только для представления абстрактных понятий, но и для изображения тех людей, которые находятся рядом с ним. Такой чарующий, но в то же время страшный облик приобретает возлюбленная в стихотворении «Снежное вино».

И вновь, сверкнув из чаши винной,

Ты поселила в сердце страх

Своей улыбкою невинной

В тяжелозмейных волосах.

Подобное красочное и говорящее описание волос дает нам представление о том, какой магической и тайной силой обладает возлюбленная. Подобное использование метафоры расширяет понимание данного образа. Он не только говорит о трепете перед змеями и все, что с ними связано. Мы понимаем, что образ змея также соотносится с мотивом искушения. Возможно, поэтому возлюбленная и поселила в сердце лирического героя страх. В результате в нем и пылают такие противоречивые чувства. С одной стороны, он подчиняется этой магии, а с другой, понимает, что героиня несет гибель, а не спасение.

Поэтому уже не только ее волосы, но и сама она становится змееобразной. Тогда лирический герой переходит к описанию ее окружения, которое также предстает в метафорическом свете. Вокруг нее гуляет ветер, снова говорящий о своей вольной натуре. Однако в этом окружении он приобретает особые оттенки: становится голубым. Так неуловимое природное явление не только приобретает человеческие повадки, но и окрашивается в определенный цвет.

И ты смеешься дивным смехом,

Змеишься в чаше золотой,

И над твоим собольим мехом

Гуляет ветер голубой.

Метафорическое восприятие мира А. А. Блоком выполняет различные функции. Оно не только приближает к нам те понятия, которые по своей природе являются абстрактными или недосягаемым. Поэт выделяет в них то, что ему становится особенно близким. Поэтому с помощью таких образов мы можем понять, в каком мире жил не только лирический герой, но и сам поэт. В то же время многослойность метафорических образов говорит о неоднозначном восприятии странного мира. При этом в процессе описания одного образа поэт может использовать несколько различных определений, которые относятся к разным частям речи. Так создаются не только многослойные, но и многогранные образы.

В тоже время метафорическое восприятие действительности Блоком создается не только на словесном, но и на образном уровне. И уже наше воображение дорисовывает то, что начал в своей картине изображать сам поэт.

А. А. Блок через подобные конструкции хочет показать нам все оттенки мироздания, указывая на то, что не стоит однозначно относиться к тому или иному событию в жизни. Ведь мир настолько прекрасен именно тем, что в нем живет множество противоречивых натур, только в своем единстве создающих прекрасную и целостную картину, которую смог изобразить в своем метафорическом полотне Блок.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Метафорическое восприятие мира А. А. Блоком

Слов:1158
Символов:8602
Размер:16.80 Кб.
LU0960 Package Tracing | TN7563 Package Tracing | GV2060 Package Tracing | TB6648 Package Tracing | DH3439 Package Tracing | LG5750 Package Tracing | LN6575 Package Tracing | DK5951 Package Tracing | LZ0686 Package Tracing | GK0477 Package Tracing | LJ0601 Package Tracing | DC7032 Package Tracing | DR4232 Package Tracing | TK9891 Package Tracing | TY3708 Package Tracing | DY5274 Package Tracing | TR4327 Package Tracing | LK2735 Package Tracing | TT2276 Package Tracing | TB1684 Package Tracing | GZ6781 Package Tracing | DP2975 Package Tracing | GI8734 Package Tracing | LQ1636 Package Tracing | DZ3483 Package Tracing | DC2193 Package Tracing | TY6269 Package Tracing | LJ7559 Package Tracing | DK7333 Package Tracing | TC5082 Package Tracing | DS6584 Package Tracing | DU6252 Package Tracing | TK1975 Package Tracing | DP3069 Package Tracing | GW5651 Package Tracing | LS5976 Package Tracing | LT0933 Package Tracing | TJ2718 Package Tracing | LZ3949 Package Tracing | TT5455 Package Tracing | LZ6665 Package Tracing | GE1402 Package Tracing | LX2657 Package Tracing | GA7531 Package Tracing | TF6382 Package Tracing | GL6175 Package Tracing | DV1973 Package Tracing | GA7636 Package Tracing | LM6157 Package Tracing | GK6702 Package Tracing | DL9480 Package Tracing | DU2695 Package Tracing | TO5500 Package Tracing | TV4271 Package Tracing | GE2507 Package Tracing | LJ2394 Package Tracing | TL4999 Package Tracing | TP1597 Package Tracing | LC5605 Package Tracing | TV8991 Package Tracing | DT3526 Package Tracing | GQ2137 Package Tracing | TK0101 Package Tracing | TM6256 Package Tracing | TC7720 Package Tracing | GH7887 Package Tracing | DB3073 Package Tracing | TE2057 Package Tracing | TR4729 Package Tracing | DI0698 Package Tracing | GD5144 Package Tracing | GI5536 Package Tracing | DG1505 Package Tracing | GG9631 Package Tracing | DH1462 Package Tracing | DM3854 Package Tracing | LX4053 Package Tracing | LO9910 Package Tracing | GO3263 Package Tracing | TQ3191 Package Tracing | TF4722 Package Tracing | DK7607 Package Tracing | GS1659 Package Tracing | LG3154 Package Tracing | LK4179 Package Tracing | TF6512 Package Tracing | TX6358 Package Tracing | GW4707 Package Tracing | LL5266 Package Tracing | TJ5316 Package Tracing | LF2670 Package Tracing | DG6227 Package Tracing | GH6139 Package Tracing | DL2504 Package Tracing | DG9238 Package Tracing | LV1635 Package Tracing | DI0998 Package Tracing | GZ8005 Package Tracing | LI6251 Package Tracing | GQ2371 Package Tracing | TH4526 Package Tracing | GD1024 Package Tracing | DP4592 Package Tracing | DK6968 Package Tracing | TI4749 Package Tracing | DL4620 Package Tracing | TI3355 Package Tracing | TI9464 Package Tracing | GL3622 Package Tracing | GC8990 Package Tracing | GM1225 Package Tracing | TZ6708 Package Tracing | DQ5842 Package Tracing | LK8016 Package Tracing | TD7573 Package Tracing | DS0925 Package Tracing | LC6738 Package Tracing | LX8969 Package Tracing | DY3225 Package Tracing | TV2062 Package Tracing | DD4990 Package Tracing | GV3246 Package Tracing | TL4389 Package Tracing | LU2815 Package Tracing | TZ0938 Package Tracing | TN3162 Package Tracing | DA3719 Package Tracing | TQ3037 Package Tracing | TJ3316 Package Tracing | LC1757 Package Tracing | GT6891 Package Tracing | GD4125 Package Tracing | LY0380 Package Tracing | DM9139 Package Tracing | GZ3562 Package Tracing | GW3964 Package Tracing | LM4381 Package Tracing | GJ1077 Package Tracing | LF6465 Package Tracing | DT5070 Package Tracing | GO1477 Package Tracing | LX5699 Package Tracing | TJ5176 Package Tracing | LP4442 Package Tracing | LQ6153 Package Tracing | LM1492 Package Tracing | GN0994 Package Tracing | DW9808 Package Tracing | DD4829 Package Tracing | LE9433 Package Tracing |