Сочинения по литературеЧехов А.П.Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова

Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, один в своем роде товарищ. Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал: «…Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное».

И как человеку, и как писателю А. П. Чехову были ненавистны и чужды пошлость, обывательщина, равнодушие ко всем вопросам, волнующим человечество, паразитизм. Красной линией в творчестве Чехова проходят обличение пошлости русской жизни, добросердечный и нравственный отбор героя, ответственность человека за свою судьбу. Это о Чехове говорил Горький: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею».

Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обывательщины. В своих произведениях писатель исследует и анализирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь человека. А. П. Чехов сильно убежден, что любой человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные удобства не должны влиять на его отбор. Герои многих рассказов Че

хова сдаются, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться и работать. Однако Чехов убежден: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Примером бездействия может служить эскулап Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский медик, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, «по мнению местных обитателей, самой образованной и талантливой». Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его существовать по законам уездного города С. И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года «раздражает его своей тупостью и сытостью». Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был существовать по законам общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью. Он уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не способен сопротивляться этому. Свой отбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, свободной, смелой. А ведь все могло быть по-другому.

«Ионыч» — один из рассказов писателя, предостерегающий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, надобно вечно беречь в себе человека.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова

Слов:413
Символов:2862
Размер:5.59 Кб.