Сочинения по литературеСвободная темаИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

История сделалась теперь как бы

основанием и единственным условием

всякого живого знания...

В.Г.Белинский

В нашем классе за семь лет сменилось не менее десяти учи-

телей истории. Среди них были неплохие, даже, может быть, хо-

рошие, но почему-то никто из них мне не запомнился по-настоя-

щему. С одной стороны, мне как ученику, хорошо знающему пред-

мет, было достаточно свободно. Ведь учителя меня любили и раз-

решали заниматься на уроках тем, чем я хотел. Но порой стано-

вится обидно: ведь я так и не встретил ни одного историка,

историка по призванию.

Уже само то, что в нашем классе сменилось так много пре-

подавателей, очень плохо. Только успел привыкнуть к учителю,

завоевать у него авторитет, как у него уходит. Приходиться на-

чинать сначала. Конечно, учиться полноценно в таких условиях

трудно. Но это, так сказать, объективные причины. Хуже другое.

Учителя мало обращали внимания на то, чтобы внушить ученикам

понимание важности предмета. Я не говорю об учащихся, которым

все равно, чем занимать время в школе, лишь бы скорее оно кон-

чилось. Но даже хорошие ребята не задумываются над тем, что

дает нам история, почему важно знать историю как можно лучше.

Напротив, после того, как экзамен по истории заменили со-

беседованием, а учебник безнадежно устарел, отношение к этому

предмету стало как бы развлекательным: что там эдакого нам се-

годня преподнесут.

Конечно, мы записывали определения истории, высказывания

об этой науке великих мыслителей, но этого совершенно недоста-

точно! А вопрос о роли истории в жизни людей трудный. Я не

один месяц размышлял над ним, пока не понял, как беден был бы

мой внутренний мир, кругозор, как трудно было бы ориентиро-

ваться мне в жизни без знаний о прошлом.

А как их

сделать без изучения истории!

Я считаю, что преподавателям следовало бы посвятить

несколько уроков только этому вопросу, а потом постоянно возв-

ращаться к нему. А что было у нас? Большинство учеников не лю-

било истории, считало ее второстепенным предметом. И только

необходимость заставляла их учить урок, вернее зубрить. Ведь

историю нужно понимать, а этому научить очень не просто. Но

зато труд окупается сторицею. Успех будет только тогда, когда

учащийся научится улавливать внутреннюю связь событий, по

ни-

мать закономерность исторических процессов, сравнивать, со-

поставлять эпохи, извлекать из прошлого уроки на будущее. Лег-

ко заметить, что пересказать параграф сможет большинство, но

анализировать и доказать свое мнение - лишь единицы.

Подобное происходило и с картой. Требовали умения рабо-

тать с ней, знания номенклатуры, но ведь карту учат постоянно,

годами. А мы работали с ней урывками, от случая к случаю. То

же и с заучиванием дат. Ученики умудрялись путать не только

десятилетия, но и столетия. А ведь ясно, что все даты не за-

помнишь. Их следует понимать и чувствовать, когда, в какое

время могло произойти то или иное событие.

Мне думается, что было бы очень полезно, если бы на уро-

ках истории чаще пользовались примерами из литературы, привле-

кали знания по естественным наукам. Они ведь так могли приго-

диться на уроках, посвященных культуре и науке.

Конечно, бывали у нас по-настоящему интересные, запомина-

ющиеся уроки.Конечно, таких уроков было мень-

шинство. Я знаю, что учителя загружены. Но порой даже один но-

вый факт, упоминание об интересной статье или книге могут

скрасить занятие.

Мне вспоминается один из уроков, когда молодая учительни-

ца принесла очень красивый крест работы семнадцатого века. Все

очень оживились. Но она неверна истолковала нашу радость.

"Разве вы, ребята, не понимаете, что монахи заставляли насиль-

но мастеров работать на церковь?". Было это еще до нового от-

ношения к религии и церкви. У меня сразу пропал всякий инте-

рес. Разве может не понимать учитель,проучившись пять лет в

институте, что люди средневековья искренне верили в Христа и

считали за честь работать для церкви? Разве создали бы свои

шедевры художники Возрождения, не будучи убежденными в свя-

тости своего дела? Чтобы научить учеников любить историю, надо

прежде всего самому знать и любить ее!

Хотелось бы еще добавить об экзамене. Мне думается, он

нужен. Я слышал, что в некоторых странах дети учатся не по од-

ному, а по нескольким учебникам истории, сравнивая точки зре-

ния. Скорее бы наши ученые создали правдивые и интересные кни-

ги!

Можно было бы еще бесконечно говорить об этом близком мне

предмете, но для меня сейчас важнее другое. Как добиться, что-

бы мои будущие ученики любили и понимали историю?

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Слов:613
Символов:5089
Размер:9.94 Кб.