Сочинения по литературеБальзак О.Гениальный автор "Человеческой комедии" (Оноре де Бальзак)

Гениальный автор "Человеческой комедии" (Оноре де Бальзак)



Французский писатель Оноре де Бальзак (1799 — 1850) — крупнейший представитель критического реализма в западноевропейской литературе. "Человеческая комедия", которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой же энциклопедией жизни, какой была "Божественная комедия" Данте для его времени, объединяет около ста произведении. Бальзак стремился запечатлеть "всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни". Бальзак родился на юге Франции, учился в католическом учебном заведении. Среднее образование Бальзак получил в Париже. Отец писателя был выходцем из крестьян, в годы империи он стал военным чиновником. Бальзак решил испытать свой литературный талант. Оставив семью, он уехал в Париж. Волнующая своими контрастами бурная жизнь Парижа страстно влекла к себе писателя. Парижская жизнь предопределила его творческое развитие. В рассказе "Фачино Кане" Бальзак вспоминает, что уже в дни юности он начал "изучать нравы предместья, его жителей, их характеры". Попадая в толпу рабочих парижского пригорода, он "чувствовал на своей спине их лохмотья, шел в их деревянных башмаках". "Я уже знал, — замечает Бальзак, — для какой надобности может послужить предместье — эта практическая школа революций". "Человеческою комедию" открывает философский роман "Шагреневая кожа", который явился как бы прелюдией к ней. "Шагреневая кожа" — отправное начало моего дела", — писал Бальзак. Автор повествует о том, как герой романа Рафаэль, отчаявшись добиться успеха честным трудом молодого ученого, решил покончить с собой. Бальзак вводит в роман фантастический "персонаж" — шагреневую кожу. Обычно это кожа особой выделки, напоминающая по рисунку ослиную. Рафаэль решил взять ее у антиквара, узнав по древней надписи на шагреневой коже, что она обладает таинственным могуществом выполнять желания своего владельца. Надпись указывала на то, что кожа и жизнь того, кто захочет испытать на себе ее силу, будут сокращаться с выполнением каждого желания. Но Рафаэля это не остановило: он предпочел продать свою жизнь за блага, которые обещал талисман. Что ожидало молодого человека, вырвавшегося такой ценой из бедности? Бальзак показывает: смерть в рассрочку, полное перерождение личности. Вскоре, заглянув в глубь собственной души, Рафаэль "увидел, что она поражена гангреной, что она гниет..." Так своеобразно Бальзак впервые рассказал, чем кончаются попытки людей продать себя, приспособиться к жизни общества, одержимого жаждой наживы и паразитического существования. Таким образом, за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяют не только содержание, но и композицию произведений Бальзака. Многие из них построены на развитии двух равных по своему значению сюжетов, Например, в романе "Отец Горио" оспаривают право быть главным героем и старик Горио, и Растиньяк. Такой же сложной по композиции является и лучшая повесть Бальзака "Гобсек", Бальзак повествует в "Гобсеке" одновременно о многих очень непохожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье — Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль, Сидя в гостиной г-жи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные ей подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и о той роли, которую в этой истории сыграл ростовщик Гобсек. Отец Эрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на дочери папаши Горио — Анастази. Это была женщина из буржуазной среды, красавица, обладавшая решительным характером. Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации, разорила мужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста. Дервилю, в то время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудом удалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына. Таков, казалось бы, сюжет повести. Но на самом деле ее сюжет этим не ограничивается. Главный герой Бальзака в данном произведении — Гобсек, живое олицетворение власти золота над людьми. Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом система взглядов, в которой мы без труда обнаруживаем житейскую философию всего буржуазного мира. "Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото". Гобсек не верил в порядочность людей. "Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили". Дервилю, в то время во многом наивному, слова Гобсека казались кощунством. Он верил в человеческое благородство, сам он недавно полюбил девушку-белошвейку Фанни Мальво. Она, кстати, оказывается одной из случайных "клиенток" Гобсека. От Гобсека Дервиль узнал правду о жестокой борьбе интересов, которая определяет жизнь буржуазного общества, подобно тому, как узнает эту правду юный Растиньяк в романе "Отец Горио" от каторжника Вотрена. Тем более трагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем которых он стал. Нравственное падение человека, корыстные интересы, хищные повадки — вот что узнал Дервиль, повстречав Гобсека. Наблюдая за Живоглотом (голландское имя "Гобсек" — по-французски "Живоглот"), с циничной откровенностью обирающим своих клиентов, Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми. Он понял также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. "Да неужели все сводится к деньгам!" — восклицает он. Именно об этом и хотел сказать Бальзак
своим произведением. В денежных отношениях Бальзак видел "нерв жизни" своего времени, "духовную сущность всего нынешнего общества". Новое божество, фетиш, кумир — деньги коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За отдельными эпизодами повести "Гобсек" стоят все эти проблемы, Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами. Интересен финал повести — смерть Гобсека. Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся "на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие", не хотел "расстаться с малейшей частицей своих богатств". Его дом стал складом гниющих продуктов... Старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он "не учел" только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни. Бальзак еще много раз будет возвращаться к этой важной проблеме и в романе "Евгения Гранде", и в "Истории величия и падения Цезаря Биротто", и в романе "Крестьяне". Вслед за Бальзаком эту тему будут развивать и писатели XX века. Но примечательно, что Бальзак высказал приговор буржуазному обществу еще в пору его расцвета. В "Гобсеке" проявились и другие особенности таланта Бальзака. Он создал непохожие друг на друга характеры. Речь его героев индивидуализирована. Когда Бальзак-говорит, что по вечерам, довольный проведенным днем, Гобсек "потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости", он достигает такой живописной выразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров. В романе "Евгения Гранде" проявились наиболее характерные черты монументальной прозы Бальзака. Роман построен на тщательных портретных зарисовках жителей французского городка Сомюра. По объемности, умению выявить характерное портреты Бальзака современники сравнивали с картинами Рембрандта, когда хотели подчеркнуть их живописность. Когда заходила речь о сатирических чертах таланта Бальзака, его сравнивали с гравюрами Домье. Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. "Добряк" Гранде такого же рода накопитель, как и Гобсек. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар. Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789 г. Как и Гобсека, золото "грело" душу старика, стало для него единственной мерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака, был типичным представителем своего времени. "Скряги не верят в будущую жизнь, для них все — в настоящем. Эта мысль бросает ужасный свет на современную эпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньги владычествуют над законами, политикой и нравами", — читаем мы в романе. Монотонное течение провинциальной жизни старика Грандо, его жены и дочери нарушается приездом из Парижа Шарля Гранде, кузена Евгении, в тот момент потерявшего отца, разорившегося на финансовых операциях. Шарль представляет наименее зараженную меркантильными интересами ветвь семьи. Он избалован родителями, упивается светскими успехами. В отличие от Евгении, обладающей сильным характером, Шарль уже "размотал" "зерно чистого золота, брошенное в его сердце матерью". Внезапно вспыхнувшая любовь Евгении к Шарлю, его отъезд в Вест-Индию, его женитьба после возвращения в Париж на дочери маркиза д'0брион — таков сюжет романа. Однако в романе описана не только драма любви, верности и непостоянства. Писателя главным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, как показывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тирании отца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлей в Вест-Индии. Шарль, вернувшись, растоптал любовь Евгении, ту любовь, которая за семь лет странствий Шарля стала "тканью жизни" затворницы из Сомюра. К тому же Шарль еще и "продешевил", поскольку Евгения, единственная наследница отца, была во много раз богаче новой невесты Шарля. Бальзак написал свое произведение в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. Роман "Евгения Гранде" был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, "какая такая жизнь бывает". Многие крупные писатели, выступившие вслед за ним, учились у Бальзака изображению среды, умению неторопливо и обстоятельно вести рассказ. Ф. М. Достоевский, прежде чем обратиться к собственным творческим замыслам, первым перевел на русский язык в 1843 г. роман "Евгения Гранде". По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское "патриархальное" дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов — сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных "рыцарей наживы" абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной. Политические идеи Бальзака-легитимиста отразились на его творчестве. В предисловии к "Человеческой комедии" он даже дал превратное истолкование всему своему творчеству, заявляя: "Я пишу при свете двух вечных истин: монархии и религии". Творчество Бальзака не превратилось, однако, в изложение легитимистских идей. Над этой стороной мировоззрения Бальзака одержало победу его неудержимое стремление к правде.
Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Гениальный автор "Человеческой комедии" (Оноре де Бальзак)

Слов:1414
Символов:11460
Размер:22.38 Кб.
TX4275 Package Tracing | LP7029 Package Tracing | GS8313 Package Tracing | GS9482 Package Tracing | TY4645 Package Tracing | TM3687 Package Tracing | LM5929 Package Tracing | LZ9202 Package Tracing | TO9938 Package Tracing | LG7644 Package Tracing | TB6822 Package Tracing | TS6211 Package Tracing | GE4332 Package Tracing | GM7116 Package Tracing | TF9633 Package Tracing | LX0881 Package Tracing | DG6151 Package Tracing | DU4917 Package Tracing | TZ6388 Package Tracing | GU2932 Package Tracing | TI6689 Package Tracing | TN7764 Package Tracing | GR9195 Package Tracing | GQ0588 Package Tracing | TC3511 Package Tracing | TB7140 Package Tracing | LA6992 Package Tracing | TP8143 Package Tracing | TS7854 Package Tracing | LW9762 Package Tracing | GH1377 Package Tracing | TX7801 Package Tracing | TW8613 Package Tracing | TZ9528 Package Tracing | TY8123 Package Tracing | GQ4999 Package Tracing | DC6108 Package Tracing | TW5226 Package Tracing | LM0744 Package Tracing | DW3793 Package Tracing | GZ6514 Package Tracing | TV9509 Package Tracing | GG2854 Package Tracing | TK2643 Package Tracing | DB4736 Package Tracing | TM0673 Package Tracing | TR3316 Package Tracing | GZ2410 Package Tracing | TY9422 Package Tracing | TM5120 Package Tracing | TR6543 Package Tracing | LP5464 Package Tracing | GU5717 Package Tracing | DA2015 Package Tracing | GU1865 Package Tracing | TG7595 Package Tracing | LI9637 Package Tracing | TP5705 Package Tracing | DH2978 Package Tracing | TD5095 Package Tracing | TW1936 Package Tracing | TS5535 Package Tracing | GY2785 Package Tracing | LE3685 Package Tracing | DT3050 Package Tracing | DV5860 Package Tracing | LC9371 Package Tracing | LS1812 Package Tracing | GN4729 Package Tracing | LU7496 Package Tracing | GT8709 Package Tracing | TB4220 Package Tracing | TO1405 Package Tracing | DP4611 Package Tracing | GP9467 Package Tracing | DV9309 Package Tracing | DN6214 Package Tracing | DL9713 Package Tracing | LK1310 Package Tracing | DC2713 Package Tracing | GH0335 Package Tracing | TD5856 Package Tracing | GX0875 Package Tracing | GR1112 Package Tracing | LK4363 Package Tracing | TC0497 Package Tracing | GG9682 Package Tracing | DT9854 Package Tracing | LQ8967 Package Tracing | TN5390 Package Tracing | DA1450 Package Tracing | GQ8387 Package Tracing | LZ9203 Package Tracing | LR5955 Package Tracing | TD2645 Package Tracing | TU8987 Package Tracing | DG2449 Package Tracing | TH1897 Package Tracing | DK9680 Package Tracing | LP1231 Package Tracing | GC6727 Package Tracing | TA6974 Package Tracing | LV0490 Package Tracing | GF0904 Package Tracing | DT2636 Package Tracing | LD3137 Package Tracing | GU5856 Package Tracing | DC9594 Package Tracing | LT9353 Package Tracing | TX9302 Package Tracing | GP3681 Package Tracing | TY2875 Package Tracing | GU6914 Package Tracing | TA4433 Package Tracing | TH1720 Package Tracing | DT5462 Package Tracing | DT2559 Package Tracing | GC3967 Package Tracing | GE5156 Package Tracing | LF7630 Package Tracing | LJ9307 Package Tracing | DL1517 Package Tracing | GK1222 Package Tracing | LL6309 Package Tracing | LD8832 Package Tracing | DB9732 Package Tracing | LB3314 Package Tracing | DH2858 Package Tracing | GO0054 Package Tracing | LP7551 Package Tracing | TM1346 Package Tracing | TO1554 Package Tracing | GQ9599 Package Tracing | GI9644 Package Tracing | DK6320 Package Tracing | GK3607 Package Tracing | TD9478 Package Tracing | GN7192 Package Tracing | LP9409 Package Tracing | LQ8218 Package Tracing | DD9976 Package Tracing | DS8174 Package Tracing | LG8514 Package Tracing | GJ5878 Package Tracing | GP2274 Package Tracing | LG1063 Package Tracing | TU9451 Package Tracing | DD6919 Package Tracing | DO7327 Package Tracing | DQ4011 Package Tracing |