Сочинения по литературеБулгаков М.А.«Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое

«Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое

На смену обвинениям «системы» Станиславского в идеализме и мистицизме приходит постепенное восприятие ее как единственной и спасительной. МХАТ начинают называть «академией театрального искусства». Предполагается обучение в стенах этой академии новых поколений театральных работников для периферии. Цель обучения — «насаждать систему МХАТ», как напишет осенью 1932 года В. Сахновский. Естественно, что автор заметки в «Вечерней Москве», умнейший и культурнейший режиссер, не предполагал и, вероятно, представить даже не мог, как буквально могут быть реализованы подчеркнутые им слова на практике.

Ю. Тынянов прав: в крови бродит время, и у каждого периода свой вид брожения. Искусство чувствует брожение времени загодя, ловит его мельчайшие признаки, песет их в себе. Одним из первых спектаклей, в которых МХАТ отвечал на свое новое положение в стране и его оправдывал, стали «Мертвые души», «Брожение» переломного времени пропитало спектакль насквозь.

Спектакль по поэме Гоголя был задуман до того, как Булгаков включился в эту работу. Еще в 1926 году репертуарно-художественная коллегия приняла решение о подготовке «Мертвых душ», причем предполагалось поручить инсценировку Д. Смолину. Она была создана и хранится в Музее МХАТ — пухлая и беспомощная пьеса, одна из многих безуспешных попыток сделать великую поэму фактом русского театра.

В письме к Попову в мае 1932 года Булгаков вспомнит о том, как начиналась работа:

«Итак, мертвые души. Через девять дней мне исполнится 41 год. Это — чудовищно! Но тем не менее это так. Идея назначить Булгакова ассистентом в работу над гоголевской поэмой принаделжала Немировичу-Данченко. Надо сказать, что идея была плодоносной. Пристальное вглядывание в гоголевскую судьбу, «заряженность» гоголевскими идеями и пафосом, ходом его мысли и писательской биографии станут составной частью писательской судьбы Булгакова. Профиль человека с острым птичьим носом долгие годы будет беспокоить воображение современного художника. Личный опыт будет перепроверяться опытом и жизнью автора поэмы5.

Еще в 1926 году, отвечая на вопросы Попова, Булгаков скажет о Гоголе как любимейшем писателе, с которым «никто не может сравняться». Правда, там же Булгаков достаточно своеобразно оценит неудачу со вторым томом «Мертвых душ», который не удался потому, что «Гоголь исписался». В 20-е годы Гоголь обращен к Булгакову прежде всего сатирической своей стороной. На буквальном продолжении гоголевских мотивов и открытых им человеческих типов-масок строится булгаковский рассказ «Похождения Чичикова, поэма в двух пунктах с прологом и эпилогом». Мотивировка путешествия Чичикова по Советской России — сон, приснившийся автору:

«Диковинный сон. Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада с надписью «Мертвые души», шутник сатана открыл двери. Зашевелилось мертвое царство, и потянулась из него бесконечная вереница.

Манилов в шубе, на больших медведях, Ноздрев в чужом экипаже, Держиморда на. пожарной трубе, Селифан, Петрушка, Фетинья.

А самым последним тронулся он — Павел Иванович Чичиков в знаменитой своей бричке.

И двинулась вся ватага на Советскую Русь, и произошли в ней тогда изумительные происшествия. А какие — тому следуют пункты».

Фельетон заканчивается разрушением «диковинного сна» и возвращением к действительности: «.и вновь пошла передо мной по-будничному щеголять жизнь».

Работа над «Мертвыми душами», а затем над киносценариями той же поэмы и «Ревизора» заставила писателя на несколько лет погрузиться в гоголевский мир. Это погружение сильнейшим образом отразилось в составе собственных произведений Булгакова. В ранней прозе влияние Гоголя было достаточно простым и внешним.

В «гоголевский период» Булгаков проникает в тайную глубину того источника, который питал искусство автора «Мертвых душ». Он задумывается над теми чертами национального характера и особенностями российской жизни, которые вызывали, по слову Булгакова, «глубочайшие страдания» его литературных учителей.

Гоголь входит в 30-е годы в самые неожиданные сферы б

улгаковской жизни. Мотивируя в письме Сталину необходимость видеть другие страны, Булгаков ссылается на Гоголя, приводит выписки из него: «Я знал только то, что еду вовсе не затем, чтооы наслаждаться чужими краями, но скорей чтобы натерпеться, точно как бы предчувствовал, что узнаю цену России только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее».

Черты московского быта, личная ситуация, сплетение фантастических нелепостей и странностей — все пропускается еще и сквозь ярчайшую гоголевскую призму. В письме к Попову о возобновлении «Дней Турбиных» сообщается: «Московскому обывателю оказалось до зарезу нужно было узнать «Что это значит!?». И этим вопросом они стали истязать меня. Нашли источник! Затем жители города решили сами объяснить, что это значит, видя, что ни автор пьесы, ни кто-либо другой не желает или не может этого объяснить. И они наобъясняли, Павел Сергеевич, такого, что свет померк в глазах. Кончилось тем, что ко мне ночью вбежал хорошо знакомый человек с больными сумасшедшими глазами. Воскликнул: «Что это значит!!?»

— А это значит, — ответил я, — что горожане и преимущественно литераторы, играют 1Х-ую главу твоего романа, которую я в твою честь, о, великий учитель, инсценировал. Ты же сам сказал: «в голове кутерьма, сутолока, сбивчивость, неопрятность в мыслях. вызначи-лась природа маловерная, ленивая, исполненная беспрерывных сомнений и вечной боязни». Укрой меня своей чугунною шинелью!»

План «Мертвых душ», равно как и судьба автора поэмы, войдет важнейшей составной частью в план булгаковского романа. Образ Мастера, призванного открыть людям истину, «угадавшего» правду, формировался под непосредственным влиянием Гоголя. Современная и местная тема раздвигалась до вечной и всемирной. По существу, порождалась и строилась «поэма» XX века, одной из художественных предтечей которой в России была поэма Гоголя.

В Музее МХАТ сохранились несколько страничек бул-гаковских выписок из Гоголя, сделанных, очевидно, летом 1930 года, при обдумывании роли Первого в пьесе. В них, по закону родства и преемственности, сразу же явлен Гоголь — непонятый и отвергнутый современниками, явлен писатель, пророчествующий свою будущую судьбу: «Вижу тебя из моего прекрасного далека. Жизнь. Наружу весь позор ее! Весь мертвящий холод, весь запутанный мелочами мир!

«В театре стало пусто по-летнему — и наверху, в наших кабинетах, вдруг оказалось просторно, безлюдно и тихо. Можно было ходить и думать, открыв все двери, ходить и знать, что никто не войдет, никто не прервет обсуждения, никто не позвонит по телефону»6. В эти дни небывалого для театра покоя, вооружившись десятым изданием гоголевских сочинений под редакцией Тихо-нравова, режиссер, драматург и завлит начали фантазировать и придумывать спектакль. Марков потом уехал, Булгаков и Сахновский остались работать вдвоем. «Я хотел написать, — продолжал режиссер, — что она (поэма Гоголя) поражала нас, Булгакова и меня, потому что мы долго, много месяцев, вместе обдумывали эту поэму и изучали ее, — каждый по-своему, — он писательски, как драматург, я как-то по-иному, — я хотел написать, что она поражала нас, как поэма Данте или рисунки Пиранези.».

Тут важно прежде всего ощущение масштаба задуманного спектакля: «И вот мы читаем вслух и перечитываем про себя шепотом величайшую в мире шестую главу поэмы, от которой, как известно, сам Гоголь был в некотором изумлении.

Какие странные и страшные выкрики сопровождают мерные строки, и хочется сказать строфы этой главы!» Режиссер и драматург вчитываются в словесную живопись Гоголя и там обнаруживают все тот же небывалый масштаб: рядом «с фламандской точностью описаний комнаты Плюшкина, его знаменитой кучи рядом с этими мрачными строчками отступлений — потрясающая Пиранезиевская картина, поистине как бы развалины парка, развалины Рима — сад Плюшкина.» Режиссер упоминает, что Гоголь, сочиняя «Мертвые души» в Италии, перечитывал Данте и Гомера, «медленно шагая по тенистой аллее. Аллее, которая ведет к Кастель-Гондольфо, загородному дворцу папы». Мысль о том, что «Мертвые души» написаны в Италии, для Булгакова тоже была первообразом, освещавшим будущую пьесу

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое

Слов:1132
Символов:8412
Размер:16.43 Кб.
TJ6597 Package Tracing | GP9006 Package Tracing | DN5608 Package Tracing | DF6533 Package Tracing | DZ0017 Package Tracing | TK1766 Package Tracing | TW7339 Package Tracing | GN3647 Package Tracing | TX6044 Package Tracing | DK9099 Package Tracing | TM2415 Package Tracing | GG0599 Package Tracing | LA0030 Package Tracing | DZ3942 Package Tracing | TF3293 Package Tracing | GY6133 Package Tracing | TS3406 Package Tracing | LS0625 Package Tracing | LS9010 Package Tracing | TF2347 Package Tracing | LA6271 Package Tracing | TK8097 Package Tracing | GD3810 Package Tracing | LV9524 Package Tracing | GF6922 Package Tracing | TO1325 Package Tracing | DB2513 Package Tracing | DZ4707 Package Tracing | LS0020 Package Tracing | LD7874 Package Tracing | DY3688 Package Tracing | TE3361 Package Tracing | DP3100 Package Tracing | LU4233 Package Tracing | TM1000 Package Tracing | DE4879 Package Tracing | TR0264 Package Tracing | TH0570 Package Tracing | DZ0368 Package Tracing | LT5202 Package Tracing | DK5198 Package Tracing | LH0267 Package Tracing | GQ2198 Package Tracing | TS6635 Package Tracing | DF1543 Package Tracing | DN7523 Package Tracing | DQ6315 Package Tracing | DE7461 Package Tracing | GZ7484 Package Tracing | DF0038 Package Tracing | TX6056 Package Tracing | GY9657 Package Tracing | LY6288 Package Tracing | DI9494 Package Tracing | TE3534 Package Tracing | DT8965 Package Tracing | GJ9695 Package Tracing | GK4017 Package Tracing | DF9213 Package Tracing | LH2577 Package Tracing | LA6990 Package Tracing | DG3076 Package Tracing | DF7710 Package Tracing | TT6770 Package Tracing | LI7009 Package Tracing | GQ0545 Package Tracing | TC9454 Package Tracing | DW6226 Package Tracing | TC2089 Package Tracing | DZ7958 Package Tracing | LE1622 Package Tracing | TG0647 Package Tracing | GM2794 Package Tracing | LW9227 Package Tracing | TI3652 Package Tracing | LB0430 Package Tracing | LI5186 Package Tracing | DT4799 Package Tracing | TW8849 Package Tracing | LM6625 Package Tracing | TS0729 Package Tracing | GH5624 Package Tracing | GW7586 Package Tracing | TX0961 Package Tracing | LB5053 Package Tracing | TY7689 Package Tracing | TQ9263 Package Tracing | LP0760 Package Tracing | DN9028 Package Tracing | TD3926 Package Tracing | LK9436 Package Tracing | DY5339 Package Tracing | LR8293 Package Tracing | GA3946 Package Tracing | GG7605 Package Tracing | TX1749 Package Tracing | DZ2477 Package Tracing | LO1388 Package Tracing | TU2446 Package Tracing | GD7516 Package Tracing | TV3610 Package Tracing | TE4940 Package Tracing | DB2876 Package Tracing | TC4274 Package Tracing | LO2071 Package Tracing | LI0193 Package Tracing | LL8521 Package Tracing | GB3281 Package Tracing | TE7025 Package Tracing | DL7960 Package Tracing | GL5081 Package Tracing | GO6190 Package Tracing | LP1697 Package Tracing | TE0337 Package Tracing | GL1517 Package Tracing | DM3557 Package Tracing | GE0390 Package Tracing | GG1355 Package Tracing | GX2482 Package Tracing | DP5514 Package Tracing | LS1165 Package Tracing | TX4664 Package Tracing | DA8588 Package Tracing | GC2006 Package Tracing | DH8810 Package Tracing | GB2337 Package Tracing | TR4586 Package Tracing | LJ4298 Package Tracing | LT9087 Package Tracing | GS0050 Package Tracing | GZ2586 Package Tracing | LC3584 Package Tracing | DS8793 Package Tracing | TG7673 Package Tracing | TP1562 Package Tracing | TG9876 Package Tracing | TD6090 Package Tracing | TH5619 Package Tracing | DM3564 Package Tracing | GH9079 Package Tracing | TY7526 Package Tracing | LX1271 Package Tracing | DT4402 Package Tracing | TW9494 Package Tracing | LI8313 Package Tracing | GE8611 Package Tracing | GF2070 Package Tracing | DY4727 Package Tracing | TX0975 Package Tracing | TT2983 Package Tracing |