Сочинения по литературеБулгаков М.А.Восемь снов Булгакова

Восемь снов Булгакова

Цепкое и заинтересованное внимание Горького к тому, как складывается булгаковская литературная судьба, не ослабевало на протяжении ряда лет. «Очень хочется мне вытащить Вас и Федина сюда. Да еще бы Зощенко. Да Булгакова. Посидели бы мы тут на теплых камнях у моря, поговорили бы о разном» — это из письма к Вс. Иванову. Через полгода С. Григорьеву: «Не знакомы ли Вы с Булгаковым? Что он делает? «Белая гвардия» не вышла в продажу?» Еще через полгода, в разгар антитурбинской дискуссии, А. Тихонову: «А что Булгаков? Окончательно «запрещен к богослужению»? Нельзя ли познакомиться с его пьесой?»8 и т. д.

Посидеть на теплых камнях у моря Горькому с Булгаковым не удалось. Но еще не раз, в переломные моменты своей литературной жизни, Булгаков обратится за помощью к Горькому. В ситуации, сложившейся вокруг «Бега», и обращаться было не надо. В защиту пьесы Горький выступил сразу и очень активно. Уже летом Марков сообщал Станиславскому о том, что Алексей Максимович передал через Н. Телешева «известие еще не

подтвердившееся, но дающее большие надежды на включение «Бега» в репертуар». О том же телеграфировал в Берлин Немирович-Данченко: «Продолжая «Блокаду», хотим приступить немедленно к репетициям одновременно «Плоды просвещения» и разрешаемый «Бег».

Это был первый результат заступничества Горького.

Видимо, на Горького, не привыкшего к такого рода театральной стратегии, выступление мхатовского режиссера произвело удручающее впечатление. Он и начал с ответа Судакову: «Из тех объяснений, которые дал режиссер Судаков, видно, что на него излишне подействовала «оглушительная» резолюция Главреперткома. Чар-нота — это комическая роль, что касается Хлудова, то это больной человек. Повешенный вестовой был только последней каплей, переполнившей чашу и довершившей нравственную болезнь.

Со стороны автора не вижу никакого раскрашивания белых генералов. Это — превосходнейшая комедия, я ее читал три раза, читал Рыкову и другим товарищам. Это — пьеса с глубоким, умело скрытым сатирическим содержанием. Хотелось бы, чтобы такая вещь была поставлена на сцене Художественного театра. А то, что говорил здесь Судаков, — следствие явного недоразумения: Судаков под влиянием, очевидно, «оглушительной» резолюции, которая вся идет мимо пьесы.

Когда автор здесь читал, слушатели (и слушатели искушенные) смеялись. Это доказывает, что пьеса очень ловко сделана.

«Бег» — великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех, уверяю вас».

То, что Горький попытался обратиться в защиту «Нега» к своему старому знакомому А. И. Рыкову, вероятно, сыграло обратную роль: в расстановке политических сил осени 1928 года глава Совета Народных Комиссаров был уже не в силах помочь Художественному театру.

Это была важная победа театра, плодами которой наслаждались не более десяти дней. 13 октября 1928 года «Правда» сообщила о том, что Горький, «привыкший за последние годы к теплому климату Италии», страдающий туберкулезом и миокардитом, по решению врачей уехал лечиться на зиму в Сорренто. И тут же растерявшиеся было противники «Бега» мобилизовались и нанесли МХАТ и драматургу сокрушительный удар.

Через две недели после победного художественного совета, через десять дней после отъезда Горького и за четыре дня до юбилея Художественного театра было подтверждено майское решение относительно «Бега». 22 октября состоялось расширенное заседание политико-художественного совета Реперткома, на котором вновь читалась и обсуждалась булгаковская пьеса. Интересы МХАТ отстаивал один Судаков, тон же задавали Раскольников, Авербах, Киршон, Орлинский, Новицкий.

Газеты сообщают, что читка пьесы проходила своеобразно, «на два голоса»: первую половину «Бега» читал Судаков, вторую — председатель худполитсовета Реперткома Ф. Раскольников. В газетном отчете передан характер уникального дуэта: «Уже в самой манере чтения сразу же определялась разница в подходе к этому произведению. Для Судакова смысл пьесы, ее главное зерно — в «тараканьем» беге людей, несомых по белу свету грозным смерчем революции. Для него не существенны все героические филиппики и монологи персонажей Булгакова, — читая их, он как бы заранее уже предвид

ит режиссерские купюры, смягчая одно, выпирая другое». О другом же чтеце сказано, что он «в очень иронической манере подачи текста остро вскрывает всю условную, искусственную и фальшивую по существу фразеологию белогвардейских мучеников».

Потом разгорелась дискуссия. И здесь Свидерский повторил, в еще более резкой форме, положения, высказанные им в Художественном театре. «Нельзя судить о пьесе по урокам бывших учителей словесности, раскладывая героев по полочкам «отрицательных» и «положительных» типов. Пусть пьеса вызовет страстный спор и дискуссию. Это полезно. «Бег» окажется лучшим спектаклем в сезоне».

Судаков выступал в конце обсуждения. Избрав проверенную на «Турбиных» тактику, он стал рассказывать о том, как поставит спектакль и переделает пьесу. Потом ему пришлось объясниться с Булгаковым: «Я выступал в конце заседания в атмосфере совершенно кровожадной и считаю, что искренне и честно заступился за Театр и за автора, и только». В доказательство Судаков прислал стенограмму своего выступления, выдержки из которой Булгаков вклеил в альбом по истории постановки пьесы.

Судаков, утешая автора, сообщал, что читал пьесу «в » очень высокой аудитории, где пьеса нашла другую оценку». Но все это уже не имело никакого значения. 24 октября в печати появляется официальная информация о снятии «Бега», а вслед за ней, залпом, редакционные и авторские статьи в «Комсомольской правде» и ряде других изданий: «Бег» назад должен быть приостановлен», «Тараканий набег», «Ударим по булгаковщине». П. Керженцев, выступая в Ленинграде, разъяснил, что «Бег» «был разрешен под давлением правого фронта» и эту ошибку пришлось срочно исправить. В «Рабочей Москве» публикуется отчет о рапповском совещании под заголовком: «Конец дракам. «На посту» против булгаковщины». Отчет о вечере «С кем и за что мы будем драться в 1929 году».

В такой достаточно сложной театральной обстановке МХАТ подошел к своему тридцатилетнему юбилею. День 28 октября становился не только праздником, но и актом утверждения театром своих художественных и общественных позиций. День торжества превращался в поле боя: «левые» готовились к нему, как к ответственному идеологическому сражению.

П. А. Марков потом вспомнит, как волновались основатели театра, как говорил Станиславский свою речь. Он сначала даже выучил текст наизусть, но на самом вечере волнение перехватило горло, и Константин Сергеевич стал говорить не по писанному, а своими, выношенными словами. Он благодарил правительство за то, что им, «старикам», дали органически прийти к осознанию революции, что их не торопили, не заставляли «во что бы то ни стало перекрашиваться в красный цвет», сделаться не тем, чем они были на самом деле. «Мы понемногу стали понимать эпоху, понемногу стали эволюционировать, вместе с нами нормально, органически эволюционировало и наше искусство. Если бы было иначе, то нас бы толкнули на простую «революционную» халтуру. А мы хотели отнестись к революции иначе; мы хотели со всей глубиной посмотреть не на то только, как ходят с красными флагами, а хотели заглянуть в революционную душу страны».

Это звучало, конечно, и достаточно торжественно и достаточно остро. Не было сомнения и в том, кому адресовал Станиславский часть речи, которая была посвящена новой драматургии: «Я об этом говорил и сейчас повторяю, что мы ищем сближения и единения с нашей литературой, которая подает большие надежды. Мы многих [литераторов] знаем, среди них есть чрезвычайно талантливые люди, с великолепным чувством сцены. .Нам надо быть терпеливыми, доброжелательными, а иначе самого талантливого писателя можно запугать или оттолкнуть».

Те, кто «запугивал» и «отталкивал», ответили Станиславскому. Вскоре в Комакадемии прошло собрание с повесткой дня «Юбилей МХАТ перед судом марксисткого театроведения». В докладе «Социология юбилея МХАТ» П. Новицкий охарактеризовал речь Станиславского как выражение «глубокой душевной и духовной органической отчужденности его и его театра от нашей эпохи». Вбивая клин между двумя руководителями МХАТ, весьма осведомленный во внутренних проблемах театра, критик делал оргвывод: «И нечего. от него (Станиславского) больше ждать. Гораздо правильнее взятый Немировичем-Данченко курс на молодежь».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Восемь снов Булгакова

Слов:1172
Символов:8599
Размер:16.79 Кб.
LJ0046 Package Tracing | LK3691 Package Tracing | TE2116 Package Tracing | GG5782 Package Tracing | LP6522 Package Tracing | GK6873 Package Tracing | DC9420 Package Tracing | LD2736 Package Tracing | DP6329 Package Tracing | LD7808 Package Tracing | DQ9158 Package Tracing | TD9423 Package Tracing | TK4190 Package Tracing | TK0729 Package Tracing | GH5457 Package Tracing | DH8732 Package Tracing | TC9128 Package Tracing | LN5282 Package Tracing | LR0197 Package Tracing | TY5963 Package Tracing | DO1053 Package Tracing | TD4800 Package Tracing | DF8076 Package Tracing | DV4037 Package Tracing | TE1710 Package Tracing | GA8417 Package Tracing | GD5306 Package Tracing | LV4098 Package Tracing | DD3467 Package Tracing | DS6677 Package Tracing | TW3785 Package Tracing | GE6411 Package Tracing | DC0386 Package Tracing | LN8053 Package Tracing | GT7367 Package Tracing | GM9456 Package Tracing | GR8698 Package Tracing | DD2419 Package Tracing | TA6700 Package Tracing | LK5126 Package Tracing | GD6105 Package Tracing | GL2899 Package Tracing | LT7392 Package Tracing | LE8203 Package Tracing | TZ1902 Package Tracing | LF0685 Package Tracing | LB4100 Package Tracing | DB9569 Package Tracing | LM8081 Package Tracing | TZ0795 Package Tracing | GD9500 Package Tracing | DN1328 Package Tracing | DL5774 Package Tracing | GT9290 Package Tracing | TJ2632 Package Tracing | DG6075 Package Tracing | GU6416 Package Tracing | TN5063 Package Tracing | GO9362 Package Tracing | LF5245 Package Tracing | GK3757 Package Tracing | LT9554 Package Tracing | LQ5667 Package Tracing | TL6415 Package Tracing | LP9978 Package Tracing | LA7420 Package Tracing | GY5879 Package Tracing | LT8750 Package Tracing | LF2874 Package Tracing | TO0946 Package Tracing | LM1053 Package Tracing | TV1274 Package Tracing | DA5292 Package Tracing | LQ5787 Package Tracing | GY7778 Package Tracing | GH8370 Package Tracing | DX4558 Package Tracing | DJ6589 Package Tracing | TF7297 Package Tracing | LN4730 Package Tracing | GZ5757 Package Tracing | GH2021 Package Tracing | LI9205 Package Tracing | GQ0937 Package Tracing | GW9958 Package Tracing | LC0784 Package Tracing | DK3594 Package Tracing | TR4716 Package Tracing | GV2595 Package Tracing | LF3317 Package Tracing | GL1231 Package Tracing | LA6110 Package Tracing | TT1412 Package Tracing | TG1787 Package Tracing | GA6113 Package Tracing | GJ3407 Package Tracing | LD3140 Package Tracing | DB8550 Package Tracing | GX5781 Package Tracing | TF7997 Package Tracing | TU8283 Package Tracing | LE7387 Package Tracing | LO8815 Package Tracing | TL1216 Package Tracing | GV8956 Package Tracing | TC3883 Package Tracing | TS8875 Package Tracing | TE8855 Package Tracing | TQ0095 Package Tracing | TS9773 Package Tracing | DC1822 Package Tracing | GC0949 Package Tracing | TT7885 Package Tracing | TT8009 Package Tracing | DD3940 Package Tracing | DJ2506 Package Tracing | LZ7928 Package Tracing | GA9804 Package Tracing | LQ6383 Package Tracing | GM6142 Package Tracing | LS0278 Package Tracing | DP9352 Package Tracing | GN0219 Package Tracing | TP8969 Package Tracing | GN3164 Package Tracing | GL6479 Package Tracing | LL7995 Package Tracing | TA1329 Package Tracing | GV2084 Package Tracing | DZ1192 Package Tracing | GM3999 Package Tracing | LK6838 Package Tracing | TZ4875 Package Tracing | DH5361 Package Tracing | TK6833 Package Tracing | DT1847 Package Tracing | GZ9623 Package Tracing | TN4737 Package Tracing | LF0916 Package Tracing | GE5828 Package Tracing | LU6041 Package Tracing | LF8297 Package Tracing | GM0692 Package Tracing | LI7915 Package Tracing | DQ2733 Package Tracing | LV1940 Package Tracing | LQ6946 Package Tracing | TB9484 Package Tracing | TJ9097 Package Tracing | GS1817 Package Tracing |