Сочинения по литературеБулгаков М.А.Заметки Булгакова для доклада о Шекспире

Заметки Булгакова для доклада о Шекспире

В архиве Булгакова в Пушкинском доме в Ленинграде сохранились листочки, озаглавленные «Заметки для доклада о Шекспире». На обороте одного из этих листочков есть несколько фраз, относящихся не к Шекспиру, а к роману о театре, оставленному за два года до этого. В 1939 году, за несколько месяцев до смерти, писатель неожиданно возвращается к «Запискам покойника» и создает новую редакцию того самого места, где Максудов перечисляет посетителей Фили и его «конторы». Булгаков пытается еще раз воссоздать образ тех, кто штурмует «двери райские»: «Стенографы, прорабы, курсанты, техники-электрики, радисты-слухачи, картотетчики, доноры, сантехники, статистики-плановики, педерасты, отопленцы, инженеры проволочной связи, путейцы, мостовики, заместители бухгалтеров, плановики-нормировщики, диспетчеры, контролеры-браковщики, морзисты».

В перечне профессий, в их парадоксальном сочетании — образ «города и мира», обращенного к своему театру.

В первом «театральном» вступлении к «Фаусту», предваряющем «пролог на небе», дано классическое определение смысла театрального зрелища, его на века пущенное оправдание:

«В дощатом этом балагане Вы можете, как в мирозданье, Пройдя все ярусы подряд, Сойти с небес сквозь землю в ад».

Булгаков прошел все ярусы «дощатого балагана», познал его небесное волшебство и ад его закулисья. Плодами этого познанья остались пьесы, которые идут сегодня по всему свету, осталась недописанная книга, в которой с классической ясностью предстал крестный путь современного драматурга, пожелавшего стать «автором театра».

История небывалого времени и небывалого государства резко впечаталась в облик Художественного театра и в жизнь его крупнейшего советского автора| Театр, «созданный для славы страны», прошел свой путь, создатель «Турбиных» и «Батума» — свой. При всем глубочайшем различии эти пути неразделимы и неотторжимы друг от друга. Более того, в их сопоставлении и пересечении по-настоящему открывается трагизм времени, неотвратимый характер всего того, что произошло и пережито. Разные судьбы, коллективные и индивидуальные, выкраивались по единой и жестокой мерке.

«История не в том, что мы носили, а в том, как нас пускали нагишом».

Память о том, что «носили» и как «пускали нагишом», есть часть нашей общей исторической памяти. В конце концов, каждому воздается по его делам и вере. На этом держится мир, как бы причудливо ни тасовалась колода. Вероятно, этот смысл и волновал Булгакова, когда он подыскивал эпиграф для пьесы о французском комедианте. Он выбрал надпись, выбитую на мольеров-ском памятнике в Париже. В булгаковском переводе она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы».

У А. Ахматовой есть острое наблюдение, вынесенное «с похорон одного поэта»:

«Когда человек умирает, Изменяются его портреты. По-другому глаза глядят, и губы Улыбаются другой улыбкой».

Изменяются, конечно не портреты, а наше понимание человека. Уходит случайное, сиюминутное, временное. Проступает главное выражение лица и судьбы.

Так случилось и с Булгаковым. В марте 1940 года завершилась его прижизненная биография и началась посмертная, им же предсказанная. И хотя эта вторая жизнь выходит за непосредственные границы нашей книги, нельзя не вспомнить ее завязь в тех же мхатовских стенах, все в том же мхатовском кольце. Это надо сделать не для соблюдения биографического канона или привычного утешительного финала. Это нужно для правильного понимания сути всей книги. Жизнь писателя во времени дает объем теме «автор театра», открывает тот внутренний свет, который излучает искусство Булгакова и вне которого ничего не поймешь ни в его прижизненной биографии, ни в его посмертной высокой судьбе.

Вскоре после смерти Чехова Художественный театр начал репетировать раньше не игранную на его сцене пьесу «Иванов». Немирович-Данченко ставил не мемориальный спектакль, не вечер памяти. Театр попытался тогда заново увидеть своего автора в большом историческом времени, которое началось для Чехова и его драм.Вскоре после смерти Булгакова Художественный театр начал репетировать его пьесу о Пушкине. Немирович-Данченко выпустил этот спектакль в апреле 1943 года, за две недели до смерти. Булгаков написал пьесу о Пушкине без Пушкина, МХАТ поставил булгаковскую пьесу без Булгакова. Есть какой-то острый и волнующий смысл во всех этих сближениях и пересечениях. И сам спектакль, и последние режиссерские разборы, произведенные Немировичем-Данченко, и даже трагические обстоятельства военного времени, в которых начинала свою сценическую жизнь пьеса о Пушкине, — все это как бы итожит отношения Булгакова с Художественным театром.

Премьеру «Последних дней» планировали на осень 1941 года. В мае прошли первые прогоны и генеральные репетиции. В июне мхатовцы открыли гастроли в Минске и успели сыграть несколько спектаклей. Декорации других, еще не сыгранных, находились в неразгруженных вагонах. Началась бомбежка, от прямого попадания снаряда сгорело оформление нескольких спектаклей, в том числе и «Дней Турбиных». Теа

тр эвакуировали сначала в Саратов, потом в Свердловск. Осенью 1942 года МХАТ вернулся в столицу. В это же время, впервые в свои восемьдесят с лишним лет сев на самолет, в Москву возвратился Владимир Иванович Немирович-Данченко. В городе, только что отстоявшем свою жизнь, театр открыл сезон. Спектакли начинали на час раньше, чем в мирное время. Синие лампочки в уличных фонарях света не давали — они только указывали путь к театру. Впрочем, особой нужды в том не было. На каждом шагу раздавались просьбы о лишнем билетике. Сам факт возвращения и работы Художественного театра в Москве был одним из наглядных залогов будущей победы. Искусство было частью тех сил, что противостояли фашизму.

Владимир Иванович пришел впервые на репетицию 12 марта 1943 года. Его, как потом и зрителей, поразила прежде всего работа П. Вильямса. В характеристике усилий коллектива Немирович-Данченко наметил нестандартную схему: «постановка художника П. Вильямса при участии режиссеров таких-то» (режиссерами спектакля были В. Станицын и В. Топорков). В замечаниях Немировича была правда. Художник действительно во многом взял на себя функции истолкователя пьесы и нашел ей вдохновенный и покоряющий изобразительный эквивалент. Петр Вильяме в «Мольере» сотворил роскошные порталы и романтические задники, изображающие зрительный зал и кулисы старинного театра. В «Пушкине» художник вернулся к своей излюбленной черно-белой гамме. По-своему проникнув в парадоксальный строй пьесы о Пушкине без Пушкина, идя от ее сквозного рефрена «буря мглою небо кроет», художник своими средствами патался передать присутствие поэта в мире, который его уничтожил. Спектакль шел сквозь тюль, картины возникали в метельной дымке, проходили как воспоминания и в конце концов исчезали в серебристой пелене. Тревожный и фантастический колорит пьесы был передан не столько средствами традиционной живописи, сколько светописи, которая размывала и раздвигала границы происходящего на сцене. Пейзажи-стихи, созданные Вильямсом, были навеяны Пушкиным и противостояли тому, что происходило на сцене. «Эффект отсутствия» поэта в сюжете драмы как бы уравновешивался его присутствием в атмосфере спектакля, в бесконечно изменчивом небе с луной и без луны, в гибельных порывах и жалобном вое метели, соприрод-ной той, что звучала в строках «Зимнего вечера».

Вильямс-великолепный, как его иногда называли современники за пристрастие к высокому романтическому стилю, оказался еще и трагическим поэтом, чувствующим подспудный гул русской истории. Мир, представавший глазу, был без Пушкина, но пушкинским, им опознанным и от него впервые получившим имя. Характерно восприятие критиком военных лет картины «Вынос на Мойке», с ее мрачным петербургским колоритом, горбатым мостиком через речку, перспективой Дворцовой площади и Александрийским столпом.

«В могучей красоте этой перспективы уже заключено отрицание нависшего мрака, и видятся здесь и скитания Гоголя, и муки Некрасова и терзания Достоевского, и все, чем полна была русская мысль, наследовавшая Пушкину и возникшая в пределах великого города».

Световая симфония Вильямса завершалась образом снежной пустыни, в которой небо смешивалось с землей. Изба станционного смотрителя, одинокий гроб поэта, причудливая смесь пушкинских и булгаковских мотивов, в конце концов — образ посмертной жизни и посмертной судьбы.В. Станицын на репетиции пересказывал Немировичу давнюю беседу с покойным драматургом: «Булгакову хотелось так: «Пьеса начинается «Буря мглою.» и кончается «Буря мглою.» Выполняя волю автора, создатели спектакля пропитали его насквозь образами метели, пурги, вьюги. Эти содержательные символы отечественной литературы пришли к Булгакову от Пушкина, от гоголевского разорванного в куски воздуха, становящегося ветром, от «Бесов» Достоевского, от блоковской поэмы.

«Белой гвардии» предпослан эпиграф из «Капитанской дочки» — «Ну, барин. беда: буран!»

В «Днях Турбиных» юнкера, распиливая гимназические парты, поют «Буря мглою.» на лихой солдатский напев; пушкинская тема здесь звучит как тема мирового катаклизма, разгула природной и социальной стихии, в которой надо найти «дорогу».

В пьесе о Пушкине этот мотив звучит в иной разработке. Из безначального хаоса извлечена гармония, найден заповедный путь. «Стихия свободной стихии» откликается в «стихии свободной стиха» — ив этом созвучии торжество поэта, оправдание его крестного пути.

В спектакле Художественного театра не было Пушкина, а были в основном его враги, завистники и злоязычники, светская чернь и жандармская сволочь, занятая государственным делом присмотра за «свободной стихией стиха». И вся эта разношерстная компания постепенно и незаметно повязывалась и опрокидывалась навзничь одной пушкинской строкой. Происходило то, о чем А. Блок скажет в своей предсмертной речи «О назначении поэта»: «Нельзя сопротивляться могуществу гармонии, внесенной в мир поэтом; борьба с нею превышает и личные и соединенные человеческие силы. От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же как от смерти. Это имя дается безошибочно».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Заметки Булгакова для доклада о Шекспире

Слов:1411
Символов:10398
Размер:20.31 Кб.
DV6341 Package Tracing | LU9247 Package Tracing | LJ3469 Package Tracing | GZ8160 Package Tracing | LQ4004 Package Tracing | TL3279 Package Tracing | LS1265 Package Tracing | DC7450 Package Tracing | TH0312 Package Tracing | LJ1380 Package Tracing | GR3782 Package Tracing | GX7554 Package Tracing | GG3354 Package Tracing | GX8056 Package Tracing | GO9340 Package Tracing | GB5739 Package Tracing | DB4399 Package Tracing | DO1720 Package Tracing | LB8557 Package Tracing | TT5207 Package Tracing | LT7052 Package Tracing | GN2370 Package Tracing | LL7062 Package Tracing | GW8851 Package Tracing | TX3368 Package Tracing | DX6712 Package Tracing | TB9434 Package Tracing | TD8119 Package Tracing | TI5606 Package Tracing | TA9017 Package Tracing | DZ9885 Package Tracing | TX7276 Package Tracing | TF2204 Package Tracing | LO0679 Package Tracing | GK4360 Package Tracing | GM4621 Package Tracing | TT6355 Package Tracing | TV2642 Package Tracing | TD6082 Package Tracing | LD8072 Package Tracing | DK4270 Package Tracing | TX6062 Package Tracing | DN8949 Package Tracing | TH7776 Package Tracing | LJ8485 Package Tracing | LY9895 Package Tracing | LJ1294 Package Tracing | DY8172 Package Tracing | DZ3078 Package Tracing | TT2219 Package Tracing | LY2276 Package Tracing | LM3019 Package Tracing | TK0540 Package Tracing | DG4649 Package Tracing | GQ1211 Package Tracing | GN9092 Package Tracing | DE3795 Package Tracing | TD1677 Package Tracing | LS3342 Package Tracing | LK0459 Package Tracing | TU1884 Package Tracing | LD6792 Package Tracing | TG3599 Package Tracing | TT2747 Package Tracing | TM8434 Package Tracing | GG7051 Package Tracing | TK1661 Package Tracing | TR6266 Package Tracing | DI5125 Package Tracing | DM2402 Package Tracing | GZ4954 Package Tracing | GW6521 Package Tracing | DL9730 Package Tracing | GN6540 Package Tracing | TS7207 Package Tracing | DA8554 Package Tracing | DE7995 Package Tracing | GO3475 Package Tracing | GQ2825 Package Tracing | GP8649 Package Tracing | LL7176 Package Tracing | TN8503 Package Tracing | LE6267 Package Tracing | LX5681 Package Tracing | LW7122 Package Tracing | DK9616 Package Tracing | LX5570 Package Tracing | GE5535 Package Tracing | GG5462 Package Tracing | TQ0098 Package Tracing | TZ0586 Package Tracing | TD9674 Package Tracing | TZ3787 Package Tracing | DT4500 Package Tracing | GP1582 Package Tracing | TL3727 Package Tracing | GZ4654 Package Tracing | GI4604 Package Tracing | DC1696 Package Tracing | LD1993 Package Tracing | LV5430 Package Tracing | GX1986 Package Tracing | GA2666 Package Tracing | DB1187 Package Tracing | LO6772 Package Tracing | TB1572 Package Tracing | LR4016 Package Tracing | TM9436 Package Tracing | DE8373 Package Tracing | LM6004 Package Tracing | DK9095 Package Tracing | DN5130 Package Tracing | LP9387 Package Tracing | GI8428 Package Tracing | TK7878 Package Tracing | TV1679 Package Tracing | LF1217 Package Tracing | GB1779 Package Tracing | DP8958 Package Tracing | LD1605 Package Tracing | GP3997 Package Tracing | TF9123 Package Tracing | GM5051 Package Tracing | DL3567 Package Tracing | GR3476 Package Tracing | GF1540 Package Tracing | TP8858 Package Tracing | GL4568 Package Tracing | LD9854 Package Tracing | DC9589 Package Tracing | GP9184 Package Tracing | LD6794 Package Tracing | TT5354 Package Tracing | TO7444 Package Tracing | LT8947 Package Tracing | LR2562 Package Tracing | TF1631 Package Tracing | DD8933 Package Tracing | GP7670 Package Tracing | GC5389 Package Tracing | TM7951 Package Tracing | LT1921 Package Tracing | GE7014 Package Tracing | TL6689 Package Tracing | GF9538 Package Tracing | DY0761 Package Tracing | GR2636 Package Tracing | GH5867 Package Tracing | TW7893 Package Tracing | GX1439 Package Tracing |