Сочинения по литературеБулгаков М.А.Заметки Булгакова для доклада о Шекспире

Заметки Булгакова для доклада о Шекспире

В архиве Булгакова в Пушкинском доме в Ленинграде сохранились листочки, озаглавленные «Заметки для доклада о Шекспире». На обороте одного из этих листочков есть несколько фраз, относящихся не к Шекспиру, а к роману о театре, оставленному за два года до этого. В 1939 году, за несколько месяцев до смерти, писатель неожиданно возвращается к «Запискам покойника» и создает новую редакцию того самого места, где Максудов перечисляет посетителей Фили и его «конторы». Булгаков пытается еще раз воссоздать образ тех, кто штурмует «двери райские»: «Стенографы, прорабы, курсанты, техники-электрики, радисты-слухачи, картотетчики, доноры, сантехники, статистики-плановики, педерасты, отопленцы, инженеры проволочной связи, путейцы, мостовики, заместители бухгалтеров, плановики-нормировщики, диспетчеры, контролеры-браковщики, морзисты».

В перечне профессий, в их парадоксальном сочетании — образ «города и мира», обращенного к своему театру.

В первом «театральном» вступлении к «Фаусту», предваряющем «пролог на небе», дано классическое определение смысла театрального зрелища, его на века пущенное оправдание:

«В дощатом этом балагане Вы можете, как в мирозданье, Пройдя все ярусы подряд, Сойти с небес сквозь землю в ад».

Булгаков прошел все ярусы «дощатого балагана», познал его небесное волшебство и ад его закулисья. Плодами этого познанья остались пьесы, которые идут сегодня по всему свету, осталась недописанная книга, в которой с классической ясностью предстал крестный путь современного драматурга, пожелавшего стать «автором театра».

История небывалого времени и небывалого государства резко впечаталась в облик Художественного театра и в жизнь его крупнейшего советского автора| Театр, «созданный для славы страны», прошел свой путь, создатель «Турбиных» и «Батума» — свой. При всем глубочайшем различии эти пути неразделимы и неотторжимы друг от друга. Более того, в их сопоставлении и пересечении по-настоящему открывается трагизм времени, неотвратимый характер всего того, что произошло и пережито. Разные судьбы, коллективные и индивидуальные, выкраивались по единой и жестокой мерке.

«История не в том, что мы носили, а в том, как нас пускали нагишом».

Память о том, что «носили» и как «пускали нагишом», есть часть нашей общей исторической памяти. В конце концов, каждому воздается по его делам и вере. На этом держится мир, как бы причудливо ни тасовалась колода. Вероятно, этот смысл и волновал Булгакова, когда он подыскивал эпиграф для пьесы о французском комедианте. Он выбрал надпись, выбитую на мольеров-ском памятнике в Париже. В булгаковском переводе она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы».

У А. Ахматовой есть острое наблюдение, вынесенное «с похорон одного поэта»:

«Когда человек умирает, Изменяются его портреты. По-другому глаза глядят, и губы Улыбаются другой улыбкой».

Изменяются, конечно не портреты, а наше понимание человека. Уходит случайное, сиюминутное, временное. Проступает главное выражение лица и судьбы.

Так случилось и с Булгаковым. В марте 1940 года завершилась его прижизненная биография и началась посмертная, им же предсказанная. И хотя эта вторая жизнь выходит за непосредственные границы нашей книги, нельзя не вспомнить ее завязь в тех же мхатовских стенах, все в том же мхатовском кольце. Это надо сделать не для соблюдения биографического канона или привычного утешительного финала. Это нужно для правильного понимания сути всей книги. Жизнь писателя во времени дает объем теме «автор театра», открывает тот внутренний свет, который излучает искусство Булгакова и вне которого ничего не поймешь ни в его прижизненной биографии, ни в его посмертной высокой судьбе.

Вскоре после смерти Чехова Художественный театр начал репетировать раньше не игранную на его сцене пьесу «Иванов». Немирович-Данченко ставил не мемориальный спектакль, не вечер памяти. Театр попытался тогда заново увидеть своего автора в большом историческом времени, которое началось для Чехова и его драм.Вскоре после смерти Булгакова Художественный театр начал репетировать его пьесу о Пушкине. Немирович-Данченко выпустил этот спектакль в апреле 1943 года, за две недели до смерти. Булгаков написал пьесу о Пушкине без Пушкина, МХАТ поставил булгаковскую пьесу без Булгакова. Есть какой-то острый и волнующий смысл во всех этих сближениях и пересечениях. И сам спектакль, и последние режиссерские разборы, произведенные Немировичем-Данченко, и даже трагические обстоятельства военного времени, в которых начинала свою сценическую жизнь пьеса о Пушкине, — все это как бы итожит отношения Булгакова с Художественным театром.

Премьеру «Последних дней» планировали на осень 1941 года. В мае прошли первые прогоны и генеральные репетиции. В июне мхатовцы открыли гастроли в Минске и успели сыграть несколько спектаклей. Декорации других, еще не сыгранных, находились в неразгруженных вагонах. Началась бомбежка, от прямого попадания снаряда сгорело оформление нескольких спектаклей, в том числе и «Дней Турбиных». Теа

тр эвакуировали сначала в Саратов, потом в Свердловск. Осенью 1942 года МХАТ вернулся в столицу. В это же время, впервые в свои восемьдесят с лишним лет сев на самолет, в Москву возвратился Владимир Иванович Немирович-Данченко. В городе, только что отстоявшем свою жизнь, театр открыл сезон. Спектакли начинали на час раньше, чем в мирное время. Синие лампочки в уличных фонарях света не давали — они только указывали путь к театру. Впрочем, особой нужды в том не было. На каждом шагу раздавались просьбы о лишнем билетике. Сам факт возвращения и работы Художественного театра в Москве был одним из наглядных залогов будущей победы. Искусство было частью тех сил, что противостояли фашизму.

Владимир Иванович пришел впервые на репетицию 12 марта 1943 года. Его, как потом и зрителей, поразила прежде всего работа П. Вильямса. В характеристике усилий коллектива Немирович-Данченко наметил нестандартную схему: «постановка художника П. Вильямса при участии режиссеров таких-то» (режиссерами спектакля были В. Станицын и В. Топорков). В замечаниях Немировича была правда. Художник действительно во многом взял на себя функции истолкователя пьесы и нашел ей вдохновенный и покоряющий изобразительный эквивалент. Петр Вильяме в «Мольере» сотворил роскошные порталы и романтические задники, изображающие зрительный зал и кулисы старинного театра. В «Пушкине» художник вернулся к своей излюбленной черно-белой гамме. По-своему проникнув в парадоксальный строй пьесы о Пушкине без Пушкина, идя от ее сквозного рефрена «буря мглою небо кроет», художник своими средствами патался передать присутствие поэта в мире, который его уничтожил. Спектакль шел сквозь тюль, картины возникали в метельной дымке, проходили как воспоминания и в конце концов исчезали в серебристой пелене. Тревожный и фантастический колорит пьесы был передан не столько средствами традиционной живописи, сколько светописи, которая размывала и раздвигала границы происходящего на сцене. Пейзажи-стихи, созданные Вильямсом, были навеяны Пушкиным и противостояли тому, что происходило на сцене. «Эффект отсутствия» поэта в сюжете драмы как бы уравновешивался его присутствием в атмосфере спектакля, в бесконечно изменчивом небе с луной и без луны, в гибельных порывах и жалобном вое метели, соприрод-ной той, что звучала в строках «Зимнего вечера».

Вильямс-великолепный, как его иногда называли современники за пристрастие к высокому романтическому стилю, оказался еще и трагическим поэтом, чувствующим подспудный гул русской истории. Мир, представавший глазу, был без Пушкина, но пушкинским, им опознанным и от него впервые получившим имя. Характерно восприятие критиком военных лет картины «Вынос на Мойке», с ее мрачным петербургским колоритом, горбатым мостиком через речку, перспективой Дворцовой площади и Александрийским столпом.

«В могучей красоте этой перспективы уже заключено отрицание нависшего мрака, и видятся здесь и скитания Гоголя, и муки Некрасова и терзания Достоевского, и все, чем полна была русская мысль, наследовавшая Пушкину и возникшая в пределах великого города».

Световая симфония Вильямса завершалась образом снежной пустыни, в которой небо смешивалось с землей. Изба станционного смотрителя, одинокий гроб поэта, причудливая смесь пушкинских и булгаковских мотивов, в конце концов — образ посмертной жизни и посмертной судьбы.В. Станицын на репетиции пересказывал Немировичу давнюю беседу с покойным драматургом: «Булгакову хотелось так: «Пьеса начинается «Буря мглою.» и кончается «Буря мглою.» Выполняя волю автора, создатели спектакля пропитали его насквозь образами метели, пурги, вьюги. Эти содержательные символы отечественной литературы пришли к Булгакову от Пушкина, от гоголевского разорванного в куски воздуха, становящегося ветром, от «Бесов» Достоевского, от блоковской поэмы.

«Белой гвардии» предпослан эпиграф из «Капитанской дочки» — «Ну, барин. беда: буран!»

В «Днях Турбиных» юнкера, распиливая гимназические парты, поют «Буря мглою.» на лихой солдатский напев; пушкинская тема здесь звучит как тема мирового катаклизма, разгула природной и социальной стихии, в которой надо найти «дорогу».

В пьесе о Пушкине этот мотив звучит в иной разработке. Из безначального хаоса извлечена гармония, найден заповедный путь. «Стихия свободной стихии» откликается в «стихии свободной стиха» — ив этом созвучии торжество поэта, оправдание его крестного пути.

В спектакле Художественного театра не было Пушкина, а были в основном его враги, завистники и злоязычники, светская чернь и жандармская сволочь, занятая государственным делом присмотра за «свободной стихией стиха». И вся эта разношерстная компания постепенно и незаметно повязывалась и опрокидывалась навзничь одной пушкинской строкой. Происходило то, о чем А. Блок скажет в своей предсмертной речи «О назначении поэта»: «Нельзя сопротивляться могуществу гармонии, внесенной в мир поэтом; борьба с нею превышает и личные и соединенные человеческие силы. От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же как от смерти. Это имя дается безошибочно».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Заметки Булгакова для доклада о Шекспире

Слов:1411
Символов:10398
Размер:20.31 Кб.
LH5164 Package Tracing | TN6212 Package Tracing | DS7942 Package Tracing | TD9506 Package Tracing | GT4627 Package Tracing | TK4744 Package Tracing | TV1260 Package Tracing | LE2319 Package Tracing | DP3468 Package Tracing | LH5101 Package Tracing | LO8058 Package Tracing | GM4547 Package Tracing | LU9553 Package Tracing | LK0236 Package Tracing | LC2759 Package Tracing | DG7342 Package Tracing | TG9473 Package Tracing | GB5847 Package Tracing | GT3339 Package Tracing | LD4201 Package Tracing | TS1528 Package Tracing | LU3268 Package Tracing | TI1639 Package Tracing | GC4088 Package Tracing | DZ9279 Package Tracing | LV6511 Package Tracing | GX7999 Package Tracing | LU0011 Package Tracing | DP5859 Package Tracing | DI2945 Package Tracing | GN2271 Package Tracing | GJ9931 Package Tracing | DZ3647 Package Tracing | TL3819 Package Tracing | DA3877 Package Tracing | TK2545 Package Tracing | TO3985 Package Tracing | TT5302 Package Tracing | DD8950 Package Tracing | GK8445 Package Tracing | DV1918 Package Tracing | LF5805 Package Tracing | LT0008 Package Tracing | LJ1550 Package Tracing | TC7736 Package Tracing | TG1180 Package Tracing | DB9066 Package Tracing | DX8404 Package Tracing | GY9541 Package Tracing | LP4119 Package Tracing | DN5190 Package Tracing | TR7603 Package Tracing | TF6133 Package Tracing | DV8725 Package Tracing | TT3537 Package Tracing | GN3566 Package Tracing | DF6768 Package Tracing | TV1938 Package Tracing | DN2086 Package Tracing | LK9340 Package Tracing | GN0889 Package Tracing | DH2397 Package Tracing | LT6689 Package Tracing | DU7622 Package Tracing | LI8465 Package Tracing | LN5303 Package Tracing | LT1993 Package Tracing | LS7548 Package Tracing | LR5513 Package Tracing | TU9825 Package Tracing | GJ8172 Package Tracing | LR1865 Package Tracing | LA1954 Package Tracing | GB5757 Package Tracing | TM9669 Package Tracing | LX3833 Package Tracing | GO5486 Package Tracing | DS9168 Package Tracing | LE2827 Package Tracing | TI8735 Package Tracing | DN8782 Package Tracing | GU4025 Package Tracing | DF4320 Package Tracing | LC7270 Package Tracing | GT0277 Package Tracing | DU5862 Package Tracing | TR8497 Package Tracing | TI3241 Package Tracing | TU4164 Package Tracing | GR8464 Package Tracing | TE0234 Package Tracing | DC9365 Package Tracing | TA3197 Package Tracing | TX8229 Package Tracing | GU5797 Package Tracing | LK9540 Package Tracing | LC7752 Package Tracing | TE6484 Package Tracing | DX6574 Package Tracing | TK8379 Package Tracing | DO2816 Package Tracing | DB0548 Package Tracing | TU9522 Package Tracing | LO3615 Package Tracing | GH4075 Package Tracing | DT8437 Package Tracing | GS6527 Package Tracing | LC5985 Package Tracing | GQ1206 Package Tracing | GZ5512 Package Tracing | TV9355 Package Tracing | DK9933 Package Tracing | GL1526 Package Tracing | LL8510 Package Tracing | LM3346 Package Tracing | GZ2462 Package Tracing | GV3553 Package Tracing | TO5605 Package Tracing | DK7010 Package Tracing | TU5065 Package Tracing | LC4192 Package Tracing | GR7366 Package Tracing | LU7459 Package Tracing | TA4114 Package Tracing | TJ6161 Package Tracing | TR2540 Package Tracing | LR9033 Package Tracing | DQ6927 Package Tracing | GB2967 Package Tracing | GJ8777 Package Tracing | LC9245 Package Tracing | LQ9267 Package Tracing | TC8766 Package Tracing | TS8595 Package Tracing | DC8580 Package Tracing | GE4799 Package Tracing | LR9664 Package Tracing | LV2008 Package Tracing | TM0235 Package Tracing | LL0589 Package Tracing | GM3402 Package Tracing | LB6048 Package Tracing | LZ8872 Package Tracing | LA3772 Package Tracing | GD7210 Package Tracing | TE8684 Package Tracing | GB7398 Package Tracing | GV0728 Package Tracing | DT5478 Package Tracing | TP9524 Package Tracing |