Сочинения по литературеБулгаков М.А.Значение символа «грозы» в пьесах Булгакова

Значение символа «грозы» в пьесах Булгакова

Для Булгакова-драматурга зачин всегда имеет принципиальное значение. Первая ремарка и первые реплики пьесы дают ей смысловой и «музыкальный» настрой, записывают основную тему сочинения. Так и в «Мертвых душах». Отбросив идею Рима и Первого на фоне Вечного юрода, Булгаков предложил иной пролог: уже не Италия, в Петербург, столичный трактир. «Ужин. Шампанское. Из соседней комнаты доносятся звуки кутежа. Пение: «Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль». Вот отсюда, из этого трактира, идея Чичикова, «как зараза», пошла гулять по Руси. Первая фраза Чичикова, обращенная к секретарю опекунского сонета, намечала тон и смысл авантюристической эпопеи: «Несчисленны, как морские пески, человеческие страсти, почтеннейший».

Идею «заразы», которая в виде Чичикова покатилась по Руси, Станиславский выдвинет как основополагающую мысль спектакля, его сквозное действие.

Петербургский трактир пришел на смену Риму. Действие погружалось в какую-то особую, предгрозовую атмосферу, которая была подробно зафиксирована в ремарках. Булгакову важно, скажем, было отметить, что эпизод у Коробочки начинается в «грозовых сумерках». «Лампадка. Самовар. Сквозь грохот грозы — тук в дверь».

Гроза, в которой заблудились Чичиков с Селифаном, тема грозы вообще входила важной составляющей в образную ткань задуманного спектакля. Можно предположить, что эта идея шла от Булгакова: символика очистительной, предупреждающей небесной стихии всегда аккомпанирует в искусстве Булгакова переломным моментам человеческой истории. В «Белой гвардии» Алексею Турбину «показалось вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань». «Театральный роман» начинается ярчайшим воспоминанием Максудова о грозовом весеннем дне, когда он получил письмо из Независимого театра: «Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось». Мотив «грозовых сумерек», ливней, небесных ишаков и предупреждений насквозь пропитывает «Мастера и Маргариту».

Сахновский поясняет: «Между сценами в этом первом образе спектакля я слышал звуковую связь, когда гаснет одна сцена и еще не возникла из темноты другая. Я слышал то отъезжающую тройку с бубенцами и колокольчиками то далекую песню, гармошку, обрывки доносящегося колокольного звона, клочки дуэта и фортепьяно, так бывает иногда — слушаешь из дальнего края сада, как поют в зале: окна раскрыты или открыта дверь на балкон и звуки доносятся смутно через деревья».

Рассказ режиссера подтверждается первоначальной редакцией пьесы. Среди наиболее характерных «булга-ковских» черт музыкальной партитуры назову «взрыв медной музыки» в восьмой картине, неожиданные чере- > дования туша и гробовой тишины в картине бала, завершенной внезапным и немотивированным появлением Коробочки с фразой «Почем ходят мертвые души?». И лай собак, и хрип шарманки, и нежные звуки фортепьяно, и свист, и удары грома, и накат невиданного ливня — все входило в звуковую партитуру пьесы.

Все чаще и чаще по ходу пьесы Булгаков заставлял Первого вступать в диалог с Чичиковым, исполненный уже не только в иронических, но и в понимающе тоскливых тонах. После камеральной сцены Первый начинал следующий эпизод таким рассказом о переживаниях героя: «Как полусонный бродил он по городу, не будучи в состоянии решить, он ли сошел с ума, чиновники ли потеряли голову, во сне ли все это делается или наяву заварилась дурь почище сна». Все острее к финалу возникал мотив взыскующей и неотступной печали по родной земле, по этому могучему «беспорывному» пространству, где все тонет и глохнет без движения, без воздуха, в сонной или пьяной одури маловерной и ленивой человеческой природы.

Булгаков завершал пьесу по «Мертвым душам» сдвоенным — гоголевским и, одновременно, глубоко личным — мотивом прощания с городом:

«Первый. (.) О жизнь!

Сначала он не чувствовал ничего и поглядывал только назад, желая увериться, точно ли выехал из города. И увидел, что город уже давно скрылся. Ни кузниц, ни мельниц, и даже белые верхушки каменных церквей давно ушли в землю. И город как будто не бывал в памяти, как будто проезжал его давно, в детстве.

О дорога, дорога!»Эти строки вызывают в памяти и другое прощание с городом — героев «романа о дьяволе» (впервые на эту параллель указала М. Чудакова): «Когда на мгновенье черный покров отнесло в сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушел и оставил по себе только туман».

Вот этот сценарий с еще не устоявшейся и не закрепленной центральной

ролью, вот эту пьесу, в которой, еще неведомо для ее автора, были заложены семена его будущих высоких созданий, вот эту вынужденную работу, ставшую внутренне необходимой, Булгаков представил на утверждение руководителей театра. Несмотря на дипломатическую подготовку, которую провели Марков и Сахновскии, несмотря на то, что Булгаков сопроводил пьесу осторожным и разъясняющим письмом, разразилась буря. Пьеса нарушала не только канон обычной переделки, по и допустимые тогда границы в толковании текста и понимания Гоголя. Обсуждалась сама возможность существования булгаковской пьесы на основе классической поэмы. В мае 1932 года, в упомянутом выше письме к Попову, Булгаков вспомнит перипетии осени 1930 гада в очищенном, можно сказать, проблемном виде. Отмечая приятелю, литературоведу и философу, поразившемуся небывалой свободе в обращении с гоголевским текстом («Как вы это сделали, ведь резать вы не могли же?»), писатель твердо объяснял: «Именно, Павел Сергеевич, резать! И только резать! И я разнес всю поэму но камням. Буквально в клочья». Пересказав основные свои драматургические идеи, о которых выше шла речь, Булгаков подводил собственный творческий итог: «Как видите, это не 161 инсценировка и вообще не шщенировка, а совсем другое. Всего, конечно, не опишешь в письме, — но, например, Ноздрев всюду по-янляется в сопровождении Мижуева, который ходит щ ним как тень. Текст сплошь и рядом передан в другие уста, совсем не в те, что в поэме, и так далее.

Несмотря на то, что мхатовским «Мертвым душам» посвящены десятки работ, история крутых и неожиданных поворотов, сопровождавших рождение спектакля, до конца не выяснена, а в некоторых отношениях и запутана. Имея по возникновении почти сплошь отрицательную прессу, спектакль с течением времени и по мере укрепления нового статуса МХАТ приобретал особое значение: история создания сценического шедевра должна была полностью согласоваться с результатом. Исследователям новейшего времени приходится проводить осторожные реставрационные работы, чтобы понять реальное место спектакля в истории МХАТ, а также в судьбе писателя Булгакова, отдавшего этому спектаклю несколько лет жизни.

В мемуарной книге В. О. Топоркова «Станиславский на репетиции», изданной в начале 50-х годов, впервые была намечена схема, по которой работа Сахновского и Булгакова практически сбрасывалась со счета, а вступление Станиславского в репетиции осмысливалось в ле-легендарных тонах. Кроме того, в этих мемуарах, богатых фактическими наблюдениями, была выдвинута идея относительно времени создания спектакля «Мертвые души» как времени, «чреватого особыми обстоятельствами». Эти особые обстоятельства, вынуждавшие Станиславского «совершить некое чудо», заключались, как выясняется дальше, в засилье формалистических тенденций в мире, окружавшем мхатовскую сцену, а также в некоем «режиссерском дебоше», выражающем себя в «модном слове гротеск».

«Мертвые души» в Художественном театре начались с мечты о каком-то совершенно особом спектакле, который передал бы масштаб и дух Гоголя в формах новой пьесы и нового принципа решения пространства. Приглашение Симова, которого Сахновский в своих записках даже забыл упомянуть, было необходимо в той степени, в какой Станиславский повернул работу в не предвиденном никем направлении. Суть поворота состояла в том, что режиссер, по-своему чувствуя Гоголя и замышляя итоговые работы по постройке своей «системы», решил возвести новый спектакль исключительно на искусстве актера. «Мой идеал — два стула и стол», — формулирует Станиславский. А затем еще более остро по отношению к тому, что сделал Дмитриев на первом этапе и с чем были согласны Сахновский и Булгаков: «Мертвые души» — это «разворачивание русской души, а это не передать мебелью. (.) Дайте краски, дайте живопись. Все конструкции стали жалки и ничтожны, ушли от времени, от требований публики. Конструкцию больше нет сил терпеть».На следующем этапе работы режиссер откажется и от живописных декораций Дмитриева, повернув решение к безусловному и тотальному изобразительному аскетизму. «Разворачивание русской души» должны были передать актеры в дуэтных портретных сценах, к которым в конце концов была сведена пьеса. Все элементы прежнего замысла, всей этой «пленительной фантасмагории» и гротеска, Станиславский решительно из спектакля изъял.

Такой поворот надо понять не как причуду, но как закономерное своеволие гения, который своей художественной интуиции доверял бесконечно, как доверял Мейерхольд своему чутью к изменившимся вкусам времени, задумав в начале 30-х годов «Даму с камелиями». Поэтому в МХАТ понадобились «репинские краски», поэтому В. Симов заместил В. Дмитриева, поэтому не стало нужды ни в пьесе Булгакова, ни в той работе, которую успел проделать Сахновский.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Значение символа «грозы» в пьесах Булгакова

Слов:1318
Символов:9582
Размер:18.71 Кб.
LP2695 Package Tracing | LZ7260 Package Tracing | GN3592 Package Tracing | GY4878 Package Tracing | TF6270 Package Tracing | LE1096 Package Tracing | TY1854 Package Tracing | DC4550 Package Tracing | GR7525 Package Tracing | GW2593 Package Tracing | DF9438 Package Tracing | LV9163 Package Tracing | LM1475 Package Tracing | GF4332 Package Tracing | LO4649 Package Tracing | GX3211 Package Tracing | GQ2288 Package Tracing | DO8735 Package Tracing | TC9254 Package Tracing | TG9862 Package Tracing | GK4089 Package Tracing | GK7567 Package Tracing | TL6199 Package Tracing | DD9582 Package Tracing | TA2844 Package Tracing | GR3301 Package Tracing | TZ7204 Package Tracing | LC9642 Package Tracing | DV0766 Package Tracing | LF1958 Package Tracing | GB0481 Package Tracing | LT9827 Package Tracing | TF3392 Package Tracing | TL6510 Package Tracing | DY6249 Package Tracing | LC5050 Package Tracing | TZ1502 Package Tracing | LK8537 Package Tracing | DE6667 Package Tracing | TX6908 Package Tracing | LX9706 Package Tracing | DS7422 Package Tracing | GZ6469 Package Tracing | LY9901 Package Tracing | TT0963 Package Tracing | LM6187 Package Tracing | GW5673 Package Tracing | TY8620 Package Tracing | TH1933 Package Tracing | TL6124 Package Tracing | DH5190 Package Tracing | DK1776 Package Tracing | LQ2935 Package Tracing | LF7845 Package Tracing | LF8362 Package Tracing | LP9843 Package Tracing | TN8864 Package Tracing | TC4330 Package Tracing | DT6748 Package Tracing | LL3143 Package Tracing | LD2469 Package Tracing | DN4266 Package Tracing | GJ8507 Package Tracing | TY8921 Package Tracing | DA4775 Package Tracing | LH5417 Package Tracing | LW2052 Package Tracing | DB4348 Package Tracing | LD5462 Package Tracing | GS3657 Package Tracing | LG0902 Package Tracing | LB6889 Package Tracing | LT1900 Package Tracing | LC0740 Package Tracing | TY2636 Package Tracing | LU2130 Package Tracing | TJ5741 Package Tracing | LT1902 Package Tracing | TE1646 Package Tracing | LG2720 Package Tracing | LA0621 Package Tracing | LF0368 Package Tracing | LK1595 Package Tracing | LZ1407 Package Tracing | DD4728 Package Tracing | TR8319 Package Tracing | TY0190 Package Tracing | LW2301 Package Tracing | TT9674 Package Tracing | TL0889 Package Tracing | TH0582 Package Tracing | DQ6829 Package Tracing | TX6170 Package Tracing | GV3798 Package Tracing | TL9688 Package Tracing | DR1663 Package Tracing | DM3899 Package Tracing | TD7636 Package Tracing | DS7465 Package Tracing | DA1013 Package Tracing | TP5032 Package Tracing | DE1665 Package Tracing | GH9092 Package Tracing | TI4150 Package Tracing | TF7454 Package Tracing | DH7904 Package Tracing | LI3594 Package Tracing | DZ2863 Package Tracing | GE9556 Package Tracing | DR9599 Package Tracing | TG9267 Package Tracing | GY4176 Package Tracing | LD5019 Package Tracing | DR4417 Package Tracing | LV3547 Package Tracing | TG3472 Package Tracing | DL7880 Package Tracing | LL0581 Package Tracing | GQ2746 Package Tracing | GI7165 Package Tracing | DW9039 Package Tracing | GN5307 Package Tracing | DD1358 Package Tracing | DN8503 Package Tracing | TU0606 Package Tracing | LK8939 Package Tracing | LC5657 Package Tracing | DW9035 Package Tracing | GN2440 Package Tracing | LD3517 Package Tracing | DR7092 Package Tracing | LZ1442 Package Tracing | TF9679 Package Tracing | GI5879 Package Tracing | DA8575 Package Tracing | TL6077 Package Tracing | TO9482 Package Tracing | GQ0221 Package Tracing | DU4738 Package Tracing | TH5151 Package Tracing | DV0733 Package Tracing | LI5742 Package Tracing | DV2668 Package Tracing | DF1877 Package Tracing | TS4836 Package Tracing | DL6399 Package Tracing | LG9820 Package Tracing | GT0171 Package Tracing | GZ7019 Package Tracing | DT7009 Package Tracing |