Сочинения по литературеБулгаков М.А.Мотивы драм Булгакова

Мотивы драм Булгакова

В пародии, составляющей центр пьесы, Булгаков использует все богатство речевых штампов и ситуаций, накопившихся в современной ему драматургии. Здесь и обязательное подразделение героев на «положительных» («красные туземцы и туземки, несметные полчища») и «отрицательные» («арапова гвардия, отрицательная, но раскаялась») и неизменный для этой драматургии финал: «Пьеса заканчивается победой красных туземцев и никак иначе заканчиваться не может». Савве Лукичу достаточно по поэтому просмотреть только финал спектакля, чтобы решить его судьбу.

В булгаковском альбоме есть газетная вырезка из «Жизни искусства» (1928, № 29). Это статья О. Любомирского «Линия штампа в советской драматургии». 15 статье рассматривается набор готовых блоков в решении революционной темы, кочующих из пьесы в пьесу, от «ходячей добродетели» и «фаворита-братишки» до способов дискредитации разных групп буржуазии в зависимости от калибра: «разложение крупной буржуазии происходит в шикарных барах. а «падение» мелкой буржуазии или разложение некоторых слоев рабочих и крестьян в пивных с пресловутыми эстрадными номерами». Этот историко-литературный комментарий к своей пьесе Булгаков указал сам. В сборнике” «Пути развития театра» есть не менее любопытное свидетельство Беспалова, который, выступая в прениях по докладу Луначарского, сообщал с тревогой о настроениях некоторых пролетарских драматургов в «связи с «наездническим» подходом к театру и театральным течениям». Сочиняя пьесу, авторы «начинают опасаться, что вдруг не подладишь. Доходит до того, что один из пролетарских писателей, выступая на одном ответственном собрании, в обществе своих соратников-драматургов, говорил о том, как нам нужно теперь писать пьесы. (.) Надо дать обязательно три отрицательных типа и пять пололсительных, и тогда будет соблюден некоторый такой баланс, и пьеса может быть принята. И когда я делаю тип коммуниста, то я должен дать ему одну черту отрицательную и пять черт положительных и т. п.»4 .

Автор «Дней Турбиных» предлагал своим критикам пьесу, сделанную по правилам такого «баланса». Основным средством пародии стал прием пространственной экзотики, «сокращенного пространства». Огромное событие мировой истории, исследованное в своей трагической ипостаси в «Белой гвардии», «Турбиных» и «Беге», подвергнуто литературной «травестии», перенесено на игрушечный остров. Все здесь узнаваемо: свергают правителя, митингуют, отражают натиск английских матросов, даже погибают, но все это на игрушечном уровне.

Почти все мотивы своих драм Булгаков в «Багровом острове» как бы выворачивает наизнанку. В этом смысле его пародия действительно может быть рассмотрена как своего рода «четвертая» «сатирова» драма, необходимо восполняющая трагическую трилогию о крахе белой гвардии (именно так рассматривает пьесу Ю. В. Бабичева в своей статье, специально посвященной булгаковской комедии44). Трагедия Турбина или Хлудова оборачивается «преступлением и наказанием» генерала-травести Ликки-Тикки, полководца при тиране Сизи-Бузи: «Прошу прощения за то, что вследствие слепоты и недостаточного образования состоял на службе у тирана Сизи-Бузи и был в его руках оружием угнетения».

Булгаков придумывает целую сюжетную линию с прислугой лорда Гленарвана, пострадавшей от своих господ и бежавшей вместе с раскаявшимся белым арапом Тохон-гой из Европы на туземный остров. Ни одного пункта антитурбинской критики не было оставлено без ответа. Булгаков порождает пьесу, которая должна бы целиком удовлетворить его критиков.

Эту стилистическую особенность пьесы Таиров попытался раскрыть в духе собственной режиссерской системы. В уже цитированной – беседе с корреспондентом «Нового зрителя» он сообщил, что постановка булгаков-ской пьесы «является продолжением и углублением работ Камерного театра по линии арлекинады, то есть по линии гротескного выявления в сценических формах уродливых явлений жизни и сатирического обнажения их мещанской сущности и примиренчества с ней».

Таиров обнаруживал в пьесе за верхним пластом щедринских тем и мотивов древнюю и могучую стихию «комедии масок». Именно в жанре буффонного, импровизированного зрелища (пьеса сочиняется, как и положено по канону комедии дель арте, на глазах у зрителя) утверждает себя здесь булгаковский театр.

Театральная арлекинада в сочетании с пьесой халтурщика Дымогацкого и характером «новой антрепризы» в лице

Саввы образуют невиданную гремучую смесь. Запущенная и отсталая провинциальная актерская братия живет в каком-то своем веке и совершенно равнодушна к содержанию пьесы, которую приходится играть. Набор актерских типов, впечатанных в границы амплуа, психология актера как такового («убей, но во втором акте», — просит автора Анемподист Сундучков, играющий тирана Сизи-Бузи Второго) — все это вступает во взаимодействие с новыми требованиями, которые трагики, комики и гран-кокет даже в толк взять не могут. Когда Савва, посмотрев финал спектакля, в гробовой тишине сообщает, что пьеса идти не может, потому что она «сменовеховская», театр реагирует на грозный вывод простейшим образом. Геннадий Панфилович просит помрежа в пять минут устроить новый финал, с «международной революцией». И тот устраивает: английские матросы возвращаются на остров, сбрасывают в море своих командиров и бодро поют песню

«Вышли мы все из народа». Новый финал приводит Савву в восторг, и он, подобно Блюму, одобрившему нехитрые приспособления Судакова на последнем этапе выпуска «Турбиных», разрешает спектакль (и тоже в одном театре!)

Савву Лукича в таировском спектакле играл Е. Вибер. Актер воспользовался для своего героя портретным гримом В. Блюма. Маленький добродушный седой человечек в очках сидел на сцене в царском кресле, пил чай и с удовольствием рассуждал об искусстве. Вот к этому человечку в финале спектакля, вырываясь из рук актеров, обращался ополоумевший Дымогацкий. «Международная революция», устроенная в пять минут, даже его доконала. Халтурщика вдруг пронзил стыд, тот самый жгучий последний стыд, который когда-то пронзил автора «туземной пьесы» во Владикавказе. Ломая комедийное действо, разрезая его мертвыми паузами и тишиной, Булгаков выстраивает поединок Саввы и Дымогацкого. Не имея в запасе своих собственных слов, Дымогацкий вспоминает монолог Чацкого и бросает его «из глубины сердца», изменив только одно слово в бессмертном монологе: «времен колчаковских и покоренья Крыма».

«Бритый, рыжий, очень опытный» в ужасе подхватывает грибоедовский текст, будто репетируя: «уж втянет он меня в беду, Сергей Сергеич, я пойду». Автора успокаивают, оттаскивают в сторону. Актеры, «звезданув финал», ликуют в предчувствии успеха, отдается приказ снять «Эдипа» и вывесить анонсы новой премьеры. Наконец Савва завершает спектакль всеобщим отпущением грехов: «Аминь!»

Выступление Булгакова «по театральному вопросу» не было единичным. По этому же вопросу выступали в те годы В. Маяковский в «Бане» и Вс. Вишневский в «Последнем, решительном». «Стоит сопоставить пародийные сцены в «Последнем, решительном» и монолог режиссера в «Бане» («Станьте сюда, товарищ капитал. Танцуйте с видом классового господства. Воображаемые рабочие массы, восстаньте символически! Ставьте якобы рабочие ноги на якобы свергнутый капитал» и т. п.) с «идеологической» деятельностью режиссера в «Багровом острове», сравнить Победоносикова и Савву Лукича, чтобы убедиться в том, что и Маяковский, и Вишневский, и Булгаков были одушевлены общей яростью, ненавистью к псевдополитической «вампуке», к опошленной и профанированной агитке, к глупому и капризному произволу облеченмых властью пустозвонов и невежественных «законодателей» эстетических вкусов».

Эти слова принадлежат замечательному историку советского театра К. Рудницкому. В них заключена правда, хотя и была существенная разница в выступлении по «театральному вопросу» трех драматургов-антагонистов.

Ответ Булгакова на общий вопрос времени выходил в «запретную зону». В резких и крайне ожесточенных нападках на «Багровый остров» писатель не только расслышал, но и посмел поддержать те голоса, что выводили пьесу к широким политическим обобщениям. Из статьи П. Новицкого, посвященной спектаклю Камерного театра, он процитирует с положительным знаком как раз то место, где критик обнаруживал в пьесе «зловещую тень Великого Инквизитора, подавляющего художественное творчество, культивирующего рабские подхалимско-нелепые драматургические штампы, стирающего личность актера и писателя». Из этой же статьи он процитирует с полным сочувствием слова о «зловещей мрачной силе, воспитывающей илотов, подхалимов и панегиристов». Было бы большой наивностью подразумевать под этой «зловещей мрачной силой» тех или иных «левых» критиков или ревнивцев-драматургов, неожиданно получивших такую всесокрушающую власть.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Мотивы драм Булгакова

Слов:1150
Символов:8873
Размер:17.33 Кб.
GS3776 Package Tracing | TP6636 Package Tracing | TC6505 Package Tracing | TG6549 Package Tracing | GK2726 Package Tracing | TU7009 Package Tracing | LD6210 Package Tracing | TD4185 Package Tracing | TR7460 Package Tracing | DP1471 Package Tracing | GH6379 Package Tracing | GH0831 Package Tracing | GK5950 Package Tracing | LQ2100 Package Tracing | TT6929 Package Tracing | TX6963 Package Tracing | GX8928 Package Tracing | DW1618 Package Tracing | LV6559 Package Tracing | LC8048 Package Tracing | DC6701 Package Tracing | GS5136 Package Tracing | DS3002 Package Tracing | GI2316 Package Tracing | LL7117 Package Tracing | DE4206 Package Tracing | LR1231 Package Tracing | TV2459 Package Tracing | TI6454 Package Tracing | LU4611 Package Tracing | GJ1369 Package Tracing | GT9095 Package Tracing | LM4878 Package Tracing | GM6596 Package Tracing | LZ9349 Package Tracing | TS7111 Package Tracing | LC0626 Package Tracing | TN4013 Package Tracing | TH5652 Package Tracing | LX2402 Package Tracing | DC0574 Package Tracing | GQ7595 Package Tracing | GN4224 Package Tracing | LW2497 Package Tracing | TM8659 Package Tracing | LV8874 Package Tracing | LU1647 Package Tracing | GY1122 Package Tracing | LD6144 Package Tracing | TX3912 Package Tracing | DB5978 Package Tracing | TY9161 Package Tracing | DE4434 Package Tracing | TB1177 Package Tracing | TU5671 Package Tracing | GR7343 Package Tracing | TW5900 Package Tracing | GS1229 Package Tracing | TU7351 Package Tracing | GO1796 Package Tracing | GL7248 Package Tracing | DY3375 Package Tracing | GD4484 Package Tracing | TP6331 Package Tracing | DN1692 Package Tracing | DF0458 Package Tracing | TA7416 Package Tracing | GL3101 Package Tracing | TO3483 Package Tracing | DW2359 Package Tracing | LP8153 Package Tracing | LW6078 Package Tracing | DR6532 Package Tracing | TB8758 Package Tracing | LM6640 Package Tracing | TO7780 Package Tracing | LA5816 Package Tracing | TV8894 Package Tracing | DN5773 Package Tracing | DD7676 Package Tracing | TZ7014 Package Tracing | LD1141 Package Tracing | GF5126 Package Tracing | GT8167 Package Tracing | TK6480 Package Tracing | LF6318 Package Tracing | GG0867 Package Tracing | DK2206 Package Tracing | DH3882 Package Tracing | DM9956 Package Tracing | GH4276 Package Tracing | LU7940 Package Tracing | LQ4449 Package Tracing | TZ5766 Package Tracing | LH6172 Package Tracing | GN0367 Package Tracing | TT1886 Package Tracing | DY9535 Package Tracing | LS2406 Package Tracing | DQ7073 Package Tracing | DM1275 Package Tracing | DF6778 Package Tracing | GJ1950 Package Tracing | TD6785 Package Tracing | TR1524 Package Tracing | GB7921 Package Tracing | GM2355 Package Tracing | LB3817 Package Tracing | GC0002 Package Tracing | DF8391 Package Tracing | GZ4664 Package Tracing | LG9992 Package Tracing | TA5072 Package Tracing | LG8078 Package Tracing | GI8583 Package Tracing | DZ9437 Package Tracing | LT4055 Package Tracing | TQ5438 Package Tracing | GH7014 Package Tracing | GE4678 Package Tracing | LW2313 Package Tracing | LH8553 Package Tracing | GC0063 Package Tracing | LY1501 Package Tracing | GX6659 Package Tracing | GU1114 Package Tracing | LF6242 Package Tracing | DN5430 Package Tracing | DB4760 Package Tracing | DV9485 Package Tracing | TB9647 Package Tracing | TX7018 Package Tracing | TR3151 Package Tracing | DP5502 Package Tracing | TG1732 Package Tracing | TG1188 Package Tracing | DM6755 Package Tracing | DY2002 Package Tracing | TP9699 Package Tracing | DH2828 Package Tracing | TB4214 Package Tracing | GA4148 Package Tracing | DD0170 Package Tracing | DH7464 Package Tracing | TT0994 Package Tracing | GB6284 Package Tracing | GM1088 Package Tracing | GH6950 Package Tracing | DZ9269 Package Tracing | LC2784 Package Tracing |