Сочинения по литературеБулгаков М.А.Пародия и памфлет в пьесах Булгакова

Пародия и памфлет в пьесах Булгакова

Прежде чем рассказать об этой «реплике» автора «Дней Турбиных», поведаю читателю о другой достаточно забытой пьесе, которая вышла в 1928 году в издательстве «Теакинопечать» и была рекомендована для постановки. Пьесу сочинили начинающие литераторы В. Боголюбов и И. Чекин, называлась она «Белый дом» и имела два подзаголовка: «О чем они молчали» и «Социальная драма белогвардейцев»39. Никто этой пьесы не поставил ни тогда, ни позже, но она осталась любопытным документом театральной борьбы 20-х годов. Дело в том, что пьеса имела как бы специальное назначение: она давала бой «Турбиным» по всем аспектам театральной дискуссии. Авторы пытались нейтрализовать общественное и художественное звучание мхатовского спектакля.

В «Белом доме» пародировался и оспаривался сюжет, характеры, способ театрального мышления, средства выразительности булгаковской драмы. Пародией дело не ограничилось. Соавторы шли дальше: они брали булгаковскую тему и решали ее так, как надо было бы ее решать по рецептам мхатовских критиков. «Антитурбины» наследовали в этом плане определенную традицию, уходящую в далекое прошлое: напомним, что гоголевский «Ревизор» имел идеологическую поправку в виде «Настоящего Ревизора» Цицианова, мольеровские комедии порождали пьесы-опровержения, о чем рассказано в булгаковской повести с явным учетом собственного опыта. Интерес таких вещей — в сгущении норм и представлений, нарушенных оригиналом. Обратным ходом «Белый дом» дает возможность понять суть мхатовского спектакля и булгаковской пьесы в реальном контексте времени.

Действующие лица «Белого дома» — чуть переиначенные герои Булгакова. Действуют Алексей Зурбин, Игнатий Щербинский, Игорь из Житомира, Мария — сестра Алексея и даже Михаил Булгаевский •— капитан пехоты. Среди эпизодических лиц внимание сразу задерживает денщик Федор, по которому так тосковали мхатовские критики.

Цитируя булгаковское выступление на диспуте «Дни Турбиных» и «Любовь Яровая», один момент я сознательно опустил. Теперь он понадобится. «Я представляю очень кратко две сцены с денщиком, — фантазировал драматург, — одну, написанную мною, другую — Орлинским. У меня она была бы такой: «Василий, поставь самовар, — это говорит Алексей Турбин. Денщик отвечает: «Слушлю, — и денщик пропал на протяжении всей пьесы. Орлин-( кому нужен был другой денщик. Так вот я определяю: хороший человек Алексей Турбин отнюдь не стал бы лупить /и-шцика или гнать его в шею — то, что было бы интересно Орлинскому».

Пьеса «Белый дом» начинается «за кремовыми занавесочками» такой ремаркой: «Алексей выругивает денщика» и кричит: «Попустительства не потерплю! Почему не во фрунт? Почему пятки врозь и две пуговицы расстегнуты?»

Не буду утомлять читателей подробным пересказом остальных двух действий. В свободном полете фантазии соавторы, сами того не замечая, создали чудовищный лубок. Тут Зурбин и Булгаевский, прихватив казенные деньги, позорно бегут с поля боя. Тут бабка, встречая красных, неизвестно откуда взявшихся, от собственной юбки отрывает кусок для лозунга. Тут прозревший юнкер Игорь бежит к победившему народу с криками: «Возьмите меня от них. Предатели. Воры. Я не паразит, поверьте. Я был обманут. опутан.» В завершение Чекин и Боголюбов дают ремарку «растет Интернационал», видимо, их, «боголюбовско-чекинский», а не тот, который «нарастает и усиливается» в финале «Дней Турбиных».

В повести о Мольере Булгаков расскажет о том, что пьеса «Школа жен» была встречена небывалой критикой. Двое обиженных молодых литераторов, де Вилье и де Визе, сочинили антимольеровскую пьесу на его же сюжет. В этой пьесе они обращались с автором «Тартюфа» «уже совсем запросто, называя его пошляком. обезьяной и рогоносцем». И тут Мольер, по признанию Булгакова, совершил роковую ошибку: «Забыв, что писатель ни в коем случае не должен вступать в какие-либо печатные споры по поводу своих произведений, Мольер, доведенный до остервенения, решил напасть на своих врагов. Так как он владел сценой, то и нанес свой удар со сцены, сочинив и разыграв в июне 1663 года небольшую пьесу «Критика «Школы жен».

Из этих споров, как уверяет рассказчик, Мольер ничего не извлек, кроме усталости и странного сос

тояния духа, которое много лет спустя получило в медицине внуоштельное название «ипохондрия». «А на своих плечах, — вскользь добавляет биограф, — он вынес в вечность двух некрупных писателей».Из критических боев и сражений вокруг «Дней Турбиных» Булгаков извлек нервное расстройство, плечо, пораженное тиком, стало дергаться, подступил страх одиночества и боязнь многолюдных сборищ. А на своих плечах он, подобно автору «Тартюфа», вынес в вечность двух некрупных писателей. Соавторы «Белого дома» проживут долгую благополучную жизнь, напишут множество разнообразных сочинений и, вероятно, забудут о том, как в 1928 году, веселясь, соорудили пьеску, завершившую аититурбиновскую кампанию. Автор «Дней Турбиных», «доведенный до остервенения», ответил памфлетом «Багровый остров», пьесой, которая не принесла ему ни, славы, ни удачи.

Булгаков «владел сценой» и ответил со сцены. Он предложил критикам пьесу на свой сюжет, но разработанный по всем блюмовским правилам. Он наполнил ее готовыми блоками и клише, накопившимися в отечественной драматургии, начиная с его собственных «Сыновей муллы». Черты самопародии придавали памфлету лирический подтекст, неожиданный для подобного рода сочинений.

«Багровый остров» пародийно вбирал в себя эстетику «левого» театра — от «Рычи, Китай!» С. Третьякова в постановке Вс. Мейерхольда до спектакля «Лево руля» Билль-Белоцерковского, поставленного в Малом театре. Однако памфлет, нацеленный на театральные проблемы, последними совсем не исчерпывался. Его острие затрагивало сокровенную суть новой культурной политики, превращавшей художника в «илота» и «панегириста».

Именно так трактовал пьесу А. Я. Таиров в интервью журналу «Жизнь искусства»:

«Местом действия «Багрового острова» является театр. Это — генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами».

Это театр в городе Н. со всей его допотопной структурой, со всеми его заскорузлыми общетеатральными и сценическими штампами, который, попав в бурное течение революции, наскоро «приспособился» и стал с помощью псе того же арсенала изобразительных средств, ничтоже сумняшеся, ставить на своей сцене только сугубо «идеологические» пьесы.

Драматург Дымогацкий очень любит Жюля Верна, настолько, что взял его имя своим псевдонимом и по любому заказу на фоне своей излюбленной жюль-верновской «экзотики» пишет необыкновенно «революционную» пьесу с буржуями, извержением вулкана, угнетенными народностями, интервенциями, английскими матросами и проч. и проч.

И директор театра Геннадий Панфилович, и драматург Дымогацкий. оба на курьерских, вперегонки «приспособляются», оба полны почти мистического трепета перед третьим — «Саввой Лукичом», ибо от него, от этого «Саввы Лукича», зависит «разрешеньице» или «запре-щеньице».

Для получения «разрешеньица» они готовы на все: как угодно перефасонивать пьесу, только что раздав роли, тут же под суфлера устраивать генеральную репетицию в гриме и костюмах, ибо «Савва Лукич» в Крым уезжает. А «Савва Лукич», уродливо-бюрократически восприняв важные общественные функции, уверовав, как папа римский, в свою непогрешимость, вершит судьбы Геннадиев Панфиловичей и Дымогацких, перекраивает вместе с ними наспех пьесы, в бюрократическом ослеплении своем не ведая, что вместе с ними насаждает отвратительное мещанское, беспринципное приспособленчество и плодит уродливые штампы псевдореволюционных пьес, способных лишь осквернить дело революции и сыграть обратную антиобщественную роль, заменяя подлинный пафос и силу революционной природы мещанским сладковатым сиропом беспомощного и штампованного суррогата»40.

Видно, будущего постановщика «Оптимистической трагедии» задела за живое булгаковская пьеса, если вызвала слова такого неподдельного гнева.

«Местом действия «Багрового острова» является театр». Пьеса выстроена двумя переплетающимися темами: пародией на драматургические штампы и исследованием механизма появления этих штампов, творимых «испуганными услужающими» и «панегиристами», как определит П. Новицкий в очень резкой, но местами необыкновенно меткой рецензии на спектакль.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Пародия и памфлет в пьесах Булгакова

Слов:1131
Символов:8525
Размер:16.65 Кб.
DW5786 Package Tracing | GX5346 Package Tracing | LH8988 Package Tracing | DM0018 Package Tracing | TA8989 Package Tracing | TP8566 Package Tracing | GQ6515 Package Tracing | LK6195 Package Tracing | DR9078 Package Tracing | GE7894 Package Tracing | DL7042 Package Tracing | TK8449 Package Tracing | DY2694 Package Tracing | GA1201 Package Tracing | GT8133 Package Tracing | LV4130 Package Tracing | DQ0853 Package Tracing | TT2582 Package Tracing | LO1469 Package Tracing | TR4315 Package Tracing | GT1358 Package Tracing | GV3575 Package Tracing | GA7327 Package Tracing | TP3523 Package Tracing | LM0419 Package Tracing | LI4420 Package Tracing | TG8566 Package Tracing | TP5447 Package Tracing | DZ0529 Package Tracing | TY3995 Package Tracing | TP8207 Package Tracing | LH4198 Package Tracing | GP9744 Package Tracing | TT7987 Package Tracing | LA9561 Package Tracing | GY9035 Package Tracing | TE7488 Package Tracing | LJ0822 Package Tracing | TH1335 Package Tracing | GB3032 Package Tracing | GA6098 Package Tracing | TS8018 Package Tracing | GB2865 Package Tracing | LG9404 Package Tracing | DD5582 Package Tracing | GV4619 Package Tracing | LO6770 Package Tracing | GD3060 Package Tracing | LG9411 Package Tracing | TI6522 Package Tracing | DN3962 Package Tracing | TD2000 Package Tracing | DA7889 Package Tracing | TK9821 Package Tracing | TW5617 Package Tracing | TQ1592 Package Tracing | TU8497 Package Tracing | LV4968 Package Tracing | DL1042 Package Tracing | GF8450 Package Tracing | DB1197 Package Tracing | DX4038 Package Tracing | GT7265 Package Tracing | DV2980 Package Tracing | GZ7253 Package Tracing | TQ1741 Package Tracing | LC6601 Package Tracing | DP6012 Package Tracing | GD1069 Package Tracing | LV7553 Package Tracing | GM9844 Package Tracing | DJ9268 Package Tracing | DL1837 Package Tracing | LW1706 Package Tracing | TQ3349 Package Tracing | LI8644 Package Tracing | DR4993 Package Tracing | DM0639 Package Tracing | TT2683 Package Tracing | LI4584 Package Tracing | TW8413 Package Tracing | GA7113 Package Tracing | GV8554 Package Tracing | LZ6542 Package Tracing | GR1196 Package Tracing | LK1320 Package Tracing | LG2495 Package Tracing | GP3242 Package Tracing | DJ1644 Package Tracing | DE9868 Package Tracing | LX1996 Package Tracing | TO5443 Package Tracing | DA4268 Package Tracing | DW5611 Package Tracing | LY6426 Package Tracing | GN9974 Package Tracing | TD2194 Package Tracing | DA3309 Package Tracing | TB8644 Package Tracing | GJ8639 Package Tracing | DB8081 Package Tracing | TW0001 Package Tracing | TE3635 Package Tracing | GP5677 Package Tracing | GN0525 Package Tracing | GZ5202 Package Tracing | LX6524 Package Tracing | DU6906 Package Tracing | TU7868 Package Tracing | GW4656 Package Tracing | LL7467 Package Tracing | LE7817 Package Tracing | GC2735 Package Tracing | LF1369 Package Tracing | LE4303 Package Tracing | TH8382 Package Tracing | LQ7698 Package Tracing | DK5359 Package Tracing | TB8813 Package Tracing | DP9679 Package Tracing | GM7937 Package Tracing | GA8470 Package Tracing | LS1855 Package Tracing | LK1389 Package Tracing | LQ5062 Package Tracing | LD9028 Package Tracing | LI4640 Package Tracing | TL6208 Package Tracing | TR6601 Package Tracing | GI9221 Package Tracing | LU0912 Package Tracing | LD2013 Package Tracing | TD8415 Package Tracing | DT4925 Package Tracing | LN9967 Package Tracing | TK9208 Package Tracing | LA7703 Package Tracing | DC4427 Package Tracing | TU0560 Package Tracing | TT7124 Package Tracing | TZ1867 Package Tracing | GH7894 Package Tracing | TQ8029 Package Tracing | LK0862 Package Tracing | DH8135 Package Tracing | DO2661 Package Tracing | DU2813 Package Tracing | GP4577 Package Tracing | GO2593 Package Tracing | TI6731 Package Tracing |