Сочинения по литературеБулгаков М.А.Поиски героя в пьесах Булгакова

Поиски героя в пьесах Булгакова

7 февраля 1926 года молодое руководство, повинуясь долгу перед потомками, специальным решением постановило: «Признать желательным, чтобы записи о ходе репетиций велись более подробно, и предложить В. П. Баталову составить проект плана таких записей».

Благодаря этому мудрому во всех отношениях решению в большой «амбарной книге» четким почерком мха-товского Лагранжа записана первая весть: «Переделанная пьеса была прочитана с новым (последним) составом исполнителей 29 января 1926 г. Режиссером назначен И. Я. Судаков».

Не имея в распоряжении последовательных редакций и вариантов пьесы, по одной уточняющей оговорке в намеченном на заседании репертуарно-художественной коллегии распределении ролей можно установить, какой объем приобрела пьеса в середине января. Назначая на роль Шервинского М. Прудкина, коллегия оговаривает назначение таким образом: «…в предположении, что… в «Белой гварди» он будет занят в пяти сценах из двенадцати, он может совмещать свою работу с работою по «Прометею».

Из этого ясно, что в конце января во МХАТ стали репетировать пьесу, которая состояла из двенадцати картин, то есть ту, которую теперь принято называть второй редакцией. Новая редакция репетировалась с беспрерывными уточнениями и изменениями до 25 июня 1926 года, то есть до конца сезона, когда была показана генеральная репетиция «Белой гвардии». Этот важнейший этап работы мало освещен историками Художе-свенного театра8.

Определяющей чертой второй редакции стало, конечно, появление полковника Алексея Турбина в качестве героя драмы. Это перестраивало пьесу по всем направлениям и на всех уровнях: композиционном, сюжетном, смысловом. На место героя-персонажа пришел герой-идеолог. На месте рефлексирующего интеллигента появлялся человек героического склада в самом точном и каноническом смысле этого понятия. Алексей Васильевич Турбин, имея возможность выбора и руководясь своим произволом, брал на себя полноту ответственности и отвечал за свой выбор жизнью.

Гибель Алексея Турбина в гимназии приобретала значение кульминации, становилась катарсисом пьесы и поднимала ее на тот уровень, который был необходим театру и автору на путях осознания проблемы «интеллигенции и революции». С обретением героя пьеса обретала новую стать, получала действенный стержень и необходимую энергию. Домашняя игра в «волшебную камеру» оборачивалась игрой публичной, обращенной к стране, пережившей гражданскую войну.

Тема книги получала новую художественную драматургическую идею. Дело шло теперь о человеке, об интеллигенте, носителе культуры, который решил кровью отстоять свои принципы.

Осознание бессмысленности этой пролитой крови, восстановление самого понятия ценности человеческой жизни как понятия верховного и непререкаемого было внутренним пафосом совместной работы театра и и автора.

Через несколько лет после премьеры Судаков напишет о том, как перестраивалась пьеса: «Автор охотно, в пределах художественной правды, шел на все изменения, и незначительный толчок с нашей стороны приводил к таким ярким и уже совершенно независимо от нас неожиданным поворотам его фантазии, которые создали целые великолепные вновь написанные картины».

«Вновь написанные картины» во второй редакции связаны были с изменением главного героя и перестройкой всех сцен, в которых участвовал доктор Алексей Турбин. Вторым моментом было расширение и углубление роли Лариосика, передвинутого в самое начало пьесы. С появлением Лариосика еще более сгущалась «чеховская» атмосфера тех картин, которые в репетиционных листках будут называться «У Турбиных».

Во второй редакции Булгаков откажется от ссылок на Достоевского, «Бесов», пророчества «лучших на свете книг». Исчезнет Кошмар в клетчатых рейтузах и визитке семидесятых годов, разрядится и растает атмосфера страха, предчувствий и предзнаменований. Уйдет в конце концов даже игра в винт, любимая булгаковская

игра, которую он удерживал в пьесе вплоть до середины марта. Пласт литературных цитации, отражения литературы в бытовом, житейском слое, в поведении и представлениях людей — все эти мотивы прозы приобретут «трехмерное» сценическое звучание. Они воплотятся в фигуре «поэта и неудачника» из Житомира, будто сшитого на жмнущ нитку и) самых распространенных цитат русской слоистости.Гот факт, что Лариосик, добираясь до Киева «по волнам гражданской войны», сохранил собрание сочинений Чехова, завернутое в единственную рубашку, был общим знаком прежней турбинской жизни, прежнего мироощущения. Лариосик стал театральным эквивалентом этой темы, сложно и тонко разработанной в прозе. В сущности, тут мы имеем пример переключения прозаического мышления в драматическое в наиболее наглядной форме.

Характерно, что Достоевский, занимавший центральное место в сознании героев романа в первой редакции пьесы, уступил это место Чехову, на традицию которого ориентировался театр. Ориентация была сложной: «чеховское» воспроизводилось как недавнее прошлое русской культуры, как ее совершеннейший итог и как вчерашний день МХАТ, как определенный вид драмы, наконец, как определенный тип понимания и оправдания человека.

Булгаков проявил редкостное чутье к тому, в каком театре и на какой сцене предстояло жить его любимым героям. Чеховский «ген» он ввел в состав пьесы с нежной иронией и с тем пониманием исторической дистанции, которая была необходима новому Художественному театру. Гром шестидюймовых батарей, под который Лариосик произносил в финале классические «слова писателя» «мы отдохнем, мы отдохнем», был завершением и разрешением чеховской темы пьесы. Это был своего рода прощальный поклон Чехову от нового театра и от его нового автора, призванных решать проблему интеллигенции в особых обстоятельствах истории.

Никакой сложности в обращении с чеховской традицией современная критика как бы не заметила. Ходовой была идея прямого эпигонства автора и театра, который, как сострит поэт, только и делал, что показывал, «как гнусят на диване тети Мани и дяди Вани». Впрочем, до этой дискуссии еще далеко, почти полгода. А пока, весной 1926 года, идут беспрерывные репетиции, в которых картины «У Турбиных» выстраиваются с тем чувством семьи и родного дома, которое поражало потом в спектакле. В дневнике репетиций скупой на слова В. Баталов несколько раз отметит характер совместной работы: «Все исполнители разговаривали о прилагаемых (именно так в подлиннике, видимо, наш Лагранж еще не до конца усвоил мхатовскую терминологию. — А. С.) обстоятельствах, взаимоотношениях друг с другом, фантазировали в сторону яркого выявления. Вспоминали 1918 год».

К сожалению, В. Баталов почти не фиксирует участия Булгакова в репетициях, его рассказов и показов, о которых бесконечно вспоминали участники спектакля и о которых Станиславский в 1930 году напишет «красному директору» Гейтцу: «Большие надежды возлагаем на Булгакова. Вот из него может выйти режиссер. Он не только литератор, но он и актер. Сужу по тому, как он показывал на репетициях «Турбиных». Собственно — он поставил их, по крайней мере дал те блестки, которые сверкали и создавали успех спектаклю».

Может быть, значение сорежиссерства Булгакова Станиславский преувеличил в связи с негативным отношением к Судакову, но в том, что вклад писателя в создание документально убедительной атмосферы турбинских сцен и многих иных тонкостей спектакля был огромен, сомнения, конечно, нет.

Ток творчества, идущий от молодых исполнителей, передавался драматургу, заряжал его фантазию, открывал в нем такие запасы свежей и бьющей через край театральности, о какой, вероятно, он и не предполагал. Булгаков расцветал в театральном воздухе, зажигался от актерского показа, сам становился актером и режиссером, как и любой подлинный драматург, пишущий не слова для пьес, а некую глубочайше понятую и прочувствованную жизнь, скрытую за словами.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Поиски героя в пьесах Булгакова

Слов:1055
Символов:7972
Размер:15.57 Кб.
GL1371 Package Tracing | LZ0040 Package Tracing | DH9918 Package Tracing | LD7956 Package Tracing | DO6207 Package Tracing | TO1311 Package Tracing | LG7607 Package Tracing | DS0744 Package Tracing | LU2367 Package Tracing | TD0881 Package Tracing | DO4511 Package Tracing | GV0618 Package Tracing | DO1947 Package Tracing | LN1535 Package Tracing | GT1342 Package Tracing | DZ6184 Package Tracing | TK5792 Package Tracing | GC9970 Package Tracing | GT3630 Package Tracing | GS9761 Package Tracing | DC3801 Package Tracing | GM3602 Package Tracing | LL6901 Package Tracing | DS2541 Package Tracing | LE6948 Package Tracing | DN9170 Package Tracing | LD8331 Package Tracing | TS0908 Package Tracing | TZ4237 Package Tracing | DA7166 Package Tracing | DH9004 Package Tracing | TS1053 Package Tracing | TZ1388 Package Tracing | DM7369 Package Tracing | GI4675 Package Tracing | LJ8535 Package Tracing | DA8365 Package Tracing | LB4872 Package Tracing | DY3215 Package Tracing | GO5544 Package Tracing | GF0189 Package Tracing | GT3517 Package Tracing | LI1260 Package Tracing | GJ0650 Package Tracing | DG4415 Package Tracing | DL6578 Package Tracing | DI0903 Package Tracing | TK3888 Package Tracing | GI3528 Package Tracing | LE1723 Package Tracing | DN1951 Package Tracing | TH3087 Package Tracing | GE8528 Package Tracing | GR0317 Package Tracing | TM8539 Package Tracing | TT5296 Package Tracing | LQ1923 Package Tracing | TP3040 Package Tracing | LR0123 Package Tracing | TT4758 Package Tracing | TB5381 Package Tracing | TV7455 Package Tracing | DR2255 Package Tracing | DV5639 Package Tracing | DQ3072 Package Tracing | LD3355 Package Tracing | TC7253 Package Tracing | TR7912 Package Tracing | GN4905 Package Tracing | DX6985 Package Tracing | GV0499 Package Tracing | GR1709 Package Tracing | DJ5417 Package Tracing | DC2755 Package Tracing | LF0697 Package Tracing | TF6347 Package Tracing | GE1011 Package Tracing | LJ6806 Package Tracing | LS8750 Package Tracing | DI7201 Package Tracing | GN2059 Package Tracing | GD8132 Package Tracing | DM2590 Package Tracing | GT4163 Package Tracing | TA0240 Package Tracing | DI5773 Package Tracing | LL4440 Package Tracing | TM4946 Package Tracing | LL6357 Package Tracing | GE9299 Package Tracing | GI3488 Package Tracing | LC0105 Package Tracing | LH4821 Package Tracing | GT6408 Package Tracing | LN9545 Package Tracing | LG0325 Package Tracing | GD2403 Package Tracing | DD9963 Package Tracing | DJ5254 Package Tracing | DC5438 Package Tracing | DO9930 Package Tracing | DC4844 Package Tracing | GS6075 Package Tracing | TX6426 Package Tracing | LI3699 Package Tracing | DB8751 Package Tracing | DS8547 Package Tracing | TY2150 Package Tracing | GL8167 Package Tracing | GV1072 Package Tracing | GT5282 Package Tracing | GJ6666 Package Tracing | GB0891 Package Tracing | LK5200 Package Tracing | LJ9361 Package Tracing | DU8082 Package Tracing | LJ7078 Package Tracing | LY7618 Package Tracing | GN2952 Package Tracing | TL5480 Package Tracing | GZ6223 Package Tracing | DP5154 Package Tracing | TN2676 Package Tracing | DP4884 Package Tracing | TS1631 Package Tracing | GA2940 Package Tracing | GF4259 Package Tracing | GO1911 Package Tracing | GP9507 Package Tracing | LY1789 Package Tracing | DX7635 Package Tracing | GN4823 Package Tracing | LL8507 Package Tracing | DO0006 Package Tracing | TT4616 Package Tracing | DK8347 Package Tracing | LM2244 Package Tracing | DG8950 Package Tracing | LW6897 Package Tracing | DX5958 Package Tracing | DV8183 Package Tracing | DP1737 Package Tracing | DG6108 Package Tracing | GH6580 Package Tracing | TG1765 Package Tracing | DH6521 Package Tracing | LS5081 Package Tracing | GN9997 Package Tracing | DO7197 Package Tracing | LQ4677 Package Tracing |