Ранняя лирика

...Большое счастье выпадает на долю тех,

которые еще в ранней молодости находят самих себя

и свои основные целевые устремления.

Г. Кржижановский

Андрей Вознесенский — поэт одаренный и своеобразный. Ему присуще чувство современности, тяга к многозначности образов, напряженный лиризм. Его творчество характеризуется сжатыми ассоциациями и неологизмами, часто гротескными метафорами. Он не похож ни на кого другого. Работает серьезно, много и выпустил более десяти сборников.

Его стихи начинают появляться в шестидесятые годы. Уже в первых сборниках “Парабола” (1960), “Мозаика” (1960), “Треугольная груша” (1962), “Антимиры” (1964) проявилась творческая индивидуальность поэта. Поиски индивидуального пути не привели Андрея Вознесенского к отрыву от классической традиции, но заставили лишь творчески, по-своему ее осмыслить.

В семье поэта знали и ценили искусство. В юности Андрей Вознесенский увлекся архитектурой, серьезно занимался живописью, затем пришли литературные увлечения Маяковским, Пастернаком, Лоркой и Гоголем.

Говоря о творчестве Вознесенского, позже Николай Асеев скажет, что “родственность Вознесенского Маяковскому несомненна. И не только в необычном строе стиха — она в содержании, в глубокой ранимости впечатлениями...”.

Драматизм, столь присущий лирике Андрея Вознесенского, возникает там, где происходит столкновение нового отношения к миру с реальными противоречиями современной действительности. В поэзии начинающего художника есть четкая граница между тем, что любит и что ненавидит он всеми силами своей души. Поэта ранит издевательство над искусством, над художником, нарисовавшем портрет Маяковского на асфальте, а пешеходы, почти не глядя, “бросают мзду” и топчут ногами его произведение. А на асфальте, “как рана”, проступает лицо Маяковского: “Это надо ж — рвануть судьбой, чтобы ликом, как Хиросимой,— отпечататься на мостовой!” Поэт не может примириться ни с трагической гибелью актрисы Мэрилин Монро, распроданной ловкими продюсерами, ни с оскорблением самого имени “женщина”, ее чистоты и нежности:

Невыносимо, когда раздеты

во всех афишах, во всех газетах,

забыв, что сердце есть посередке,

в тебя завертывают селедки.

Глаза измяты, лицо разорвано...

Лиризм Вознесенского — это страстный протест против опасности духовной Хиросимы, то есть уничтожения всего подлинно человеческого в мире, где власть захватили вещи, а на “душу наложено вето”. Отчетливо звучит в его поэзии призыв к защите всего прекрасного, особенно в таких его стихотворениях, как “Охота на зайца”, “Отзовись!”, “Первый лед”, “Бьют женщину”.

Непримиримость ко всяким проявлениям антигуманизма обретает у Андрея Вознесенского точный исторический характер. Так в стихотворении “Гойя” (1959) образ художника является символом высокой человечности, а голос Гойи — это голос гнева против ужасов войны, против зверств реакции.

Я — горе.

Я — голос

Войны, городов голоени

На снегу сорок первого года,

Я — голод,

Я — горло

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой...

В стихотворении “Зов озера” (1965) поэт страстно продолжает эту линию. Спокойное тихое озеро — творение рук человеческих, но рук кровавых. Да, здесь были захоронены, а затем залиты водой

жертвы нацистов, замученные и убитые ими люди из гетто:

Наши кеды как приморозило.

Тишина.

Гетто в озере. Гетто в озере

Три гектара живого дна.

В его стихах звучит голос и тех, кто выдержал смертную борьбу с нацизмом, кто по праву мог сказать: “Взвил залпом на Запад— я пепел незваного гостя!”, а также и голос нового поколения антифашистов, призывающих не забывать об угрозах новой войны, уже атомной. В поэме “Оза” основной мотив — стремление защитить свою юную любовь от угрозы чудовищной войны, от обездушенной цивилизации, что грозит уничтожением миру. Поэма начинается гимном “Аве, Оза”, полным высокого напряжения чувств

А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны?

И душу удалят, как вредные миндалины?..

Ужели и любовь не модна, как камин?

Аминь?

Его героиня принадлежит реальности, она чудесное сочетание атомов. Но это “сочетание частиц” легко разрушить, стоит атомному взрыву “изменить порядок”! И он предостерегает человечесство:

Поздно ведь будет, поздно!

Кто же угрожает героине поэмы? И тут возникает сатирический образ “мира навыворот”. Особую остроту отрицания вызывает мир бездушных роботов, тех, кто готов ради бизнеса ввергнуть человечество в ужас и муки атомной войны. Этот уродливый мир ненавистен герою поэмы, мир, в котором утеряны все подлинные чувства, отвергнуты глубина и сложность человеческой мысли, осмеяны нежность и чистота:

…Некогда думать, некогда.

в офисы как в вагонетки,

есть только брутто, нетто —

быть человеком некогда.

Этому бесчеловечному миру поэт противопоставляет юность земного шара в зареве Октября. Образ естественного мира, мира человечности рисует поэт:

Край мой. Родина красоты,

Край Рублева, Блока,

Где снега до ошеломления

завораживающе чисты...

И тема любви переплетается с историей противоборства двух антимиров. В поэме развертывается острый непримиримый спор лирика и с “зарубежным другом”, и с модернистом— “разочарованным” современником. Поэт отвергает возможность отказа от красоты человеческой личности. Лирик спорит с модернистом нарочито грубо:

Как сказать ему, подонку,

Что живем не чтоб подохнуть —

Чтоб губами тронуть чудо

поцелуя и ручья.

Любовная лирика поэта неизменно оказывается шире и глубже своего назначения. Обращение поэта к сложному и прекрасному “чуду любви” неразрывно связано с благоговейным чувством удивления перед неповторимостью человеческой личности, ее творческими силами.

Лирический образ героини у Вознесенского часто сливается с природой, воплощает ее наивную и добрую красоту. Героиня видится ему то “как мокрая ветка ольховая”, то как “горный родничок”. Поэт прибегает к фольклорной традиции, когда деревья говорят человеческими голосами.

Его лирический герой протестует против всякой лжи, предостерегает любимую от растраты чувств: “...потерять себя — не пустяк — вся бежишь, как вода в горстях...”

В своих стихах Андрей Вознесенский сумел выразить страстную веру в человека и активное неприятие антагонизма, которые составляют отличительную черту нашего современника — гражданина нового общества.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Ранняя лирика

Слов:1230
Символов:7116
Размер:13.90 Кб.
GA2115 Package Tracing | LP3096 Package Tracing | DI7576 Package Tracing | TD2375 Package Tracing | LH6528 Package Tracing | DJ8252 Package Tracing | LY4130 Package Tracing | GH2791 Package Tracing | DB4690 Package Tracing | GE0034 Package Tracing | GM2673 Package Tracing | GD6672 Package Tracing | DX8449 Package Tracing | DH3284 Package Tracing | DQ0060 Package Tracing | TT2718 Package Tracing | TU4189 Package Tracing | TN4434 Package Tracing | TE5920 Package Tracing | DF7555 Package Tracing | LP3777 Package Tracing | TH1558 Package Tracing | TL8748 Package Tracing | LL9873 Package Tracing | LX1653 Package Tracing | DV3993 Package Tracing | LI3425 Package Tracing | GG6420 Package Tracing | TS7173 Package Tracing | TS8898 Package Tracing | LA3716 Package Tracing | DX7049 Package Tracing | TT2064 Package Tracing | GM6060 Package Tracing | TP3340 Package Tracing | TB6779 Package Tracing | GZ7144 Package Tracing | GG8953 Package Tracing | DJ7856 Package Tracing | DQ0793 Package Tracing | DJ9849 Package Tracing | TX6385 Package Tracing | DO3363 Package Tracing | GY3314 Package Tracing | TK6662 Package Tracing | GQ9815 Package Tracing | LV2991 Package Tracing | DG8457 Package Tracing | GR4582 Package Tracing | GK0442 Package Tracing | TB5477 Package Tracing | LK9624 Package Tracing | TY4824 Package Tracing | GE5939 Package Tracing | LG4734 Package Tracing | DH1071 Package Tracing | TD4916 Package Tracing | GR5332 Package Tracing | GX7497 Package Tracing | DY1159 Package Tracing | TI4602 Package Tracing | GB5500 Package Tracing | DY7821 Package Tracing | LI1549 Package Tracing | DL0644 Package Tracing | LE8486 Package Tracing | LR4106 Package Tracing | GI5239 Package Tracing | GD1827 Package Tracing | LA4808 Package Tracing | TT2048 Package Tracing | LD5918 Package Tracing | GA7239 Package Tracing | LG2883 Package Tracing | TE5714 Package Tracing | DF1332 Package Tracing | DC5381 Package Tracing | LB1037 Package Tracing | TH9043 Package Tracing | DR0413 Package Tracing | GD8642 Package Tracing | DI3393 Package Tracing | GW9906 Package Tracing | LA4279 Package Tracing | LL2036 Package Tracing | DZ2938 Package Tracing | DQ7015 Package Tracing | DS9596 Package Tracing | TN2538 Package Tracing | TZ3552 Package Tracing | TN9052 Package Tracing | GM5957 Package Tracing | TH3981 Package Tracing | DC5517 Package Tracing | GX0074 Package Tracing | GZ4319 Package Tracing | GU3508 Package Tracing | TH5954 Package Tracing | TB2928 Package Tracing | GV4309 Package Tracing | LR4177 Package Tracing | TN5173 Package Tracing | DF9961 Package Tracing | LM7236 Package Tracing | DC0503 Package Tracing | DU1755 Package Tracing | TD3538 Package Tracing | TJ1136 Package Tracing | LP8392 Package Tracing | LN5463 Package Tracing | GW9427 Package Tracing | DZ6561 Package Tracing | LT4771 Package Tracing | GJ3535 Package Tracing | DD4792 Package Tracing | DM5225 Package Tracing | LD2411 Package Tracing | GS3488 Package Tracing | GI9729 Package Tracing | DY3849 Package Tracing | GI2198 Package Tracing | GN1866 Package Tracing | GH1137 Package Tracing | TG8789 Package Tracing | DZ0083 Package Tracing | GX3160 Package Tracing | LQ5380 Package Tracing | GX3051 Package Tracing | DU9413 Package Tracing | DC9359 Package Tracing | DU1519 Package Tracing | LR4357 Package Tracing | GD4000 Package Tracing | LU2958 Package Tracing | DA0564 Package Tracing | TT1765 Package Tracing | GX8421 Package Tracing | TG3640 Package Tracing | LV0922 Package Tracing | GO1973 Package Tracing | GZ7559 Package Tracing | TI2232 Package Tracing | DX2414 Package Tracing | GQ1847 Package Tracing | GN5127 Package Tracing | TU8214 Package Tracing | GK1462 Package Tracing | TL6370 Package Tracing | DY1872 Package Tracing | DL5727 Package Tracing |