Сочинения по литературеВысоцкий В.С.Военные баллады Владимира Высоцкого

Военные баллады Владимира Высоцкого

Ничипоров И. Б. Военная тема получила многоплановое воплощение в бардовской поэзии. Став художественным "нервом" авторской песни, в произведениях Б.Окуджавы и В.Высоцкого, А.Галича и М.Анчарова она высветила путь к осмыслению истории и современности, к самопознанию песенных персонажей и лирического "я".

В своих интервью Высоцкий неоднократно указывал на песни о войне как на важнейший пласт своего творчества, подчеркивая глубинную связь этой темы с опытом театральной работы на Таганке: одним из своих любимых поэт называл спектакль "Павшие и живые". Размышляя о подобных песнях, бард отметил двуединство их широкого общенародного содержания ("война всех коснулась" ) и пристального вглядывания в экзистенцию личности, оказавшейся в "пограничной" ситуации, на грани катастрофы: "Я стараюсь для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти… И чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах, в тех сюжетах" . При выявленном исследователями жанровом многообразии военной лирики Высоцкого (баллада, новелла, рассказ, эпизод и т.д. ) именно баллада с присущей ей напряженно-трагедийной сюжетной динамикой становится здесь доминантой, эволюционируя и прирастая элементами иных жанровых образований.

Вектор эволюции военных баллад Высоцкого прочерчивается уже в его ранних песнях, близких по тематике и стилю "блатному" фольклору.

Генетическая взаимосвязь "блатных" и военных баллад привносит в последние социальную остроту, колорит динамичного разговорного слова, заключающего в себе трагедийный исторический опыт военных и послевоенных лет. Так, по своему мироощущению и социальному статусу рассказчик в песне "Ленинградская блокада" (1961) "вбирает и соединяет в себе героев "дворовых" и военных песен" , его слово парадоксальным образом заряжено и исповедальным лиризмом, и неприкрытой иронией в адрес "граждан смелых", что "в эвакуации читали информации // И слушали по радио "От Совинформбюро"". Композиционная и ритмическая динамика, контрастный эмоциональный фон обусловлены здесь чередованием "эпичного" по степени детализации повествования о блокаде – и рефренов, представляющих прямое, саркастическое обращение к "гражданам с повязкою". Изначально героический план изображения блокадного лихолетья обогащается нотами острой социально-критической рефлексии:

Я вырос в ленинградскую блокаду,

Но я тогда не пил и не гулял.

Я видел, как горят огнем Бадаевские склады,

В очередях за хлебушком стоял.

Граждане смелые,

а что ж тогда вы делали,

Когда наш город счет не вел смертям?

Ели хлеб с икоркою, –

а я считал махоркою

Окурок с-под платформы черт-те с чем напополам.

Счастливо избегая официозной фальши в изображении войны, поэт-певец шел к освоению сущности этой темы от осмысления внешне "периферийных", оборотных сторон военной действительности, не несущих в себе очевидной героики.

В песне "Про Сережку Фомина" (1964) повествование развертывается на жанровом уровне "анекдота", житейской истории, приобретающей, однако, широкий социально-исторический смысл и охватывающей значительную временную дистанцию – от кануна войны до послевоенных лет. Драматизированная повествовательная структура произведения включает различные голоса времени – и "остросюжетный" рассказ центрального героя, и речь Молотова о начале войны, и разговор в военкомате. Величественное слово о войне соединяется с горько-сатирическим изображением укрепившейся в общественной жизни неправды:

… Но наконец закончилась война –

С плеч сбросили мы словно тонны груза, –

Встречаю я Сережку Фомина –

А он герой Советского Союза…

В неподцензурной по духу авторской песне закономерным становится и обращение к судьбам "штрафных батальонов" на фронте – тема, пронзительно прозвучавшая уже в песне "Цыган-Маша" Михаила Анчарова (1959), чья поэзия была одним из важных творческих ориентиров для молодого Высоцкого.

В песне Высоцкого "Штрафные батальоны" (1964) впервые в творчестве барда на авансцену выступает непосредственно "драматургия" балладного действия, заключенного в предельно сжатые пространственно-временные рамки и знаменующего крайнюю степень экзистенциального напряжения героев-"штрафников

", чьи вызов судьбе, игра со смертью выражены в голосе собирательного, "ролевого" повествователя. Песенный рассказ обретает психологическую убедительность благодаря его пропитанности "солью" разговорного языка ("Гуляй, рванина, от рубля и выше…"), сквозным антитезам, служащим для обозначения "пограничного" положения персонажей ("кому – до ордена, а большинству – до "вышки"). Эффект непосредственной вовлеченности повествователя и слушателя в ход событий достигается за счет повторяющейся фиксации времени и точных обстоятельств действия в "сценических" ремарках: "Вот шесть ноль-ноль – и вот сейчас обстрел…".

Уже в военных балладах Высоцкого середины 1960-х гг. намечаются пути символизации, мифопоэтического расширения их образного мира.

В "Братских могилах" (1964) это совмещение пространственно-временных планов ("Здесь раньше вставала земля на дыбы, // А нынче – гранитные плиты"), постепенное перемещение балладного действия в сферу душевной жизни героя, национальной исторической памяти. Ослабление внешнего сюжетного движения "компенсируется" усилением сквозных образов первостихий бытия – земли, огня, – которые в позднейших песнях поэта станут основой мифопоэтических обобщений:

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горя

щий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Перспективы усложнения композиционного рисунка и жанровых параметров военных баллад намечаются и в известной "Песне о звездах" (1964). Певец избрал здесь оригинальный повествовательный ракурс – исповеди о дорогах войны, о судьбе в целом, которая звучит уже из "посмертья": "С неба свалилась шальная звезда – // Прямо под сердце…". Действие разворачивается и в эмпирическом пространстве поля боя, и в сознании напряженно осмысляющего свою судьбу безвестного погибшего солдата. Его живое слово отражает индивидуальный опыт миропереживания и ориентировано на простые ценности мирной жизни ("Я бы Звезду эту сыну отдал"), на целостное восприятие природного бытия: "Звезд этих в небе – как рыбы в прудах…". Смысловой "нерв" песни таится в противопоставлении этого слова безликим формулам официальных приказов, вследствие чего ролевое повествование "маленького" участника войны наполняется сатирическим нотами:

Нам говорили: "Нужна высота!"

И "Не жалеть патроны!"…

Вон покатилась вторая звезда –

Вам на погоны…

Как и в последующих военных балладах, интенсивное действие, ядром которого стало катастрофическое событие, сопряжено в песне и с развитием символического образного ряда: "звездная" метафорика сводит воедино вещественно-конкретное и бесконечное, напоминая как о героической, так и о постыдной стороне фронтовой реальности; воплощая собой и благодатную надежду героя на спасительное небесное начало, и его роковую встречу с "шальной звездой" судьбы…

Продуктивной тенденцией в жанровом развитии военной баллады Высоцкого становится ее обогащение элементами поэтической "новеллы", основанной на изображении детально прорисованного эпизода, – как в песнях "Высота" (1965), "Сыновья уходят в бой" (1969), "Разведка боем" (1970) и др.

В первой из них новеллистическое начало проступает в пульсирующем ритме сюжетного изображения эпизода решающего сражения, в редукции экспозиционной части и преобладании отрывистых и энергичных фраз, отдельными штрихами запечатлевающих кульминационные сцены: "Вцепились они в высоту как в свое. // Огонь минометный, шквальный…". Песенная новелла Высоцкого характеризуется сознательным опущением промежуточных сюжетных звеньев, концентрацией трагедийного мироощущения, в глубинах которого зреет философское обобщение: "Но, видно, уж точно – все судьбы-пути // На этой высотке скрестились…". Выражая грани общенационального опыта жизни на войне, эта новелла вбирает в себя элементы фольклорной образности и сюжетики: "Семь раз занимали мы ту высоту – // Семь раз мы ее оставляли".

Поэт-певец использует многообразные ракурсы в передаче самой динамики эпизода боя, что создает эффект непосредственного авторского присутствия в изображаемой сцене. В песне "Сыновья уходят в бой" этот эпизод раскрывается как во взгляде смертельно раненного солдата ("Я падаю, грудью хватая свинец"), так и в имеющем архетипический смысл образе отцов и матерей, провожающих детей на войну: "Мы не успели оглянуться – // А сыновья уходят в бой!". Историческая реальность всего происходящего наполняется – благодаря широким образным обобщениям – онтологическим звучанием, а противостояние врагу, подкрепляемое мистическим единением с землей, совершается во имя спасения мироздания от гибели: "А я для того свой покинул окоп, // Чтоб не было вовсе потопа".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Военные баллады Владимира Высоцкого

Слов:2303
Символов:11061
Размер:21.60 Кб.
LP6100 Package Tracing | DD7350 Package Tracing | TX8909 Package Tracing | GQ7183 Package Tracing | GY6451 Package Tracing | GD2515 Package Tracing | DC9251 Package Tracing | DX6294 Package Tracing | DO9829 Package Tracing | GW5335 Package Tracing | TN3019 Package Tracing | LH8654 Package Tracing | LI8813 Package Tracing | DU7424 Package Tracing | TE3719 Package Tracing | LE5897 Package Tracing | GG4048 Package Tracing | LH8690 Package Tracing | TJ9769 Package Tracing | GE8845 Package Tracing | GJ0113 Package Tracing | LX0619 Package Tracing | LK1787 Package Tracing | GL2893 Package Tracing | GI7876 Package Tracing | GQ4432 Package Tracing | TV6532 Package Tracing | LG5514 Package Tracing | GH7738 Package Tracing | LI2858 Package Tracing | GH3148 Package Tracing | GG3816 Package Tracing | GH2062 Package Tracing | TV9267 Package Tracing | GB6729 Package Tracing | DD9482 Package Tracing | DU6242 Package Tracing | LO8418 Package Tracing | TJ5328 Package Tracing | GT1820 Package Tracing | LC9901 Package Tracing | TA5636 Package Tracing | LM4398 Package Tracing | GL0367 Package Tracing | LC3520 Package Tracing | GO4956 Package Tracing | TJ5534 Package Tracing | LY1704 Package Tracing | LD9363 Package Tracing | LC2691 Package Tracing | GT1897 Package Tracing | LC4458 Package Tracing | LX8752 Package Tracing | DZ4041 Package Tracing | DK4537 Package Tracing | DS3689 Package Tracing | TU9787 Package Tracing | TU4372 Package Tracing | GY7395 Package Tracing | LW2614 Package Tracing | GZ1993 Package Tracing | TN3175 Package Tracing | TO2493 Package Tracing | DK0712 Package Tracing | LY0429 Package Tracing | GH2708 Package Tracing | DC3089 Package Tracing | TF7015 Package Tracing | LS1543 Package Tracing | LN1217 Package Tracing | LG3195 Package Tracing | GZ8191 Package Tracing | TL6419 Package Tracing | GI9934 Package Tracing | DY4102 Package Tracing | LW2982 Package Tracing | GA7946 Package Tracing | GY5822 Package Tracing | LH8065 Package Tracing | DH1900 Package Tracing | GM4717 Package Tracing | TT2797 Package Tracing | GT7871 Package Tracing | GU2204 Package Tracing | TN3312 Package Tracing | DY6302 Package Tracing | LV4962 Package Tracing | LB8408 Package Tracing | GN3804 Package Tracing | DU9313 Package Tracing | GJ1858 Package Tracing | LU9661 Package Tracing | DK8043 Package Tracing | DF5721 Package Tracing | LW1335 Package Tracing | TT4841 Package Tracing | DH5363 Package Tracing | LN6101 Package Tracing | TE0268 Package Tracing | TF3320 Package Tracing | GH9767 Package Tracing | GO5270 Package Tracing | DQ3762 Package Tracing | DQ6451 Package Tracing | TS9868 Package Tracing | DQ1250 Package Tracing | TK8255 Package Tracing | GD2192 Package Tracing | DH9362 Package Tracing | TT3074 Package Tracing | DD7342 Package Tracing | TO6810 Package Tracing | DO5193 Package Tracing | LG0454 Package Tracing | GU2535 Package Tracing | TA3763 Package Tracing | DR1876 Package Tracing | DU7756 Package Tracing | TE6589 Package Tracing | GX9923 Package Tracing | DA6601 Package Tracing | DE9309 Package Tracing | TO8934 Package Tracing | GR9277 Package Tracing | DP7392 Package Tracing | DP2582 Package Tracing | TA5124 Package Tracing | TG3641 Package Tracing | DA5379 Package Tracing | LS1246 Package Tracing | DQ9115 Package Tracing | DH6361 Package Tracing | TY2284 Package Tracing | GX3545 Package Tracing | TK8292 Package Tracing | GJ9261 Package Tracing | DF5604 Package Tracing | TY2541 Package Tracing | GS8965 Package Tracing | TA8610 Package Tracing | TX5247 Package Tracing | TO7138 Package Tracing | TT6411 Package Tracing | LT5059 Package Tracing | TA9018 Package Tracing | TT5502 Package Tracing | DI4454 Package Tracing | DZ2862 Package Tracing | TK6863 Package Tracing | TR9524 Package Tracing |