Сочинения по литературеЛермонтов М.Ю.Герой нашего времениТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)

ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)

Мотив

одиночества пронизывает всю лирику

Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в

романе “Герой нашего времени”. Образ

Печорина — это одиночество и лирическое, и

гражданское, и вселенское.

Печорин,

как очень незаурядный человек, был

неудовлетворен своим довольно унылым

существованием на фоне, как ему казалось, не

менее унылого существования всего общества.

Спокойная и размеренная жизнь, заданность

житейских ситуаций — все это давило на его

неуемную, жаждущую действий душу, на его

стремление к новым, более высоким

отношениям между людьми в любви, в дружбе, в

гражданском долге. В результате этих

мечтаний Печорин сам начал создавать на

своем жизненном пути препятствия, с тем

чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью

иногда могли оказаться него роковыми. Но

это его не останавливало.

В воздухе

того времени уже витала проблема “лишнего

человека”, и лучшие умы пытались найти

ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для

чего мне жить?”. Печорин принадлежит

одновременно и к типу “лишних людей”, и к

тем, кто делает попытки как-то разрешить эту

проблему.

Печорин

помечен демоном одиночества, и это

проявляется во всем. В своей жизни он любил

только одну женщину — эру. Любовь к ней

принесла ему много страданий. Он страдал

даже от того, что осознавал, что и Вера

несчастна в любви к нему. Когда чувства

постепенно стали угасать, демон

одиночества вновь напомнил о себе и Печорин

стал пытаться воскресить навсегда остывшие

чувства и переживания. Конечно, у него

ничего не вышло. Он приобрел только лишние

страдания, которые постепенно иссушали его

душу.

Печорин был

достаточно тонким человеком, чтобы не

понимать своей вины в том, что происходит с

ним лично, а также с близкими ему людьми. Но

читатель видит, что это не только вина

Печорина, а скорее его беда.

В его жизни

были еще две женщины — это Бэла и княжна

Мери. Каждая из этих женщин могла подарить

гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от

мрачных мыслей, cло вом, составить

человеческое счастье. Но Печорин уже не мог

не играть в жизнь, а точнее, в прятки с

собственным одиночеством. В обоих случаях

главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он

расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но,

когда

достиг этого, потерял к ней интерес.

Он специально подолгу был на охоте, видимо

надеясь, что этот роман иссякнет сам собой.

Но это оборачивалось лишь новыми

страданиями женщины. Возможно, Печорин и

пытался с помощью Бэлы найти свое место в

жизни, но все безрезультатно. Роман

Печорина с княжной Мери также завершился

страданиями женщины. В эту трагическую игру

в любовь был ввергнут и Грушницкий, который

заплатил за свою страсть жизнью. Печорин,

подталкиваемый демоном одиночества,

вовлекал в свою игру все больше людей. Эти

люди ссорились между собой, теряли

ориентировку в жизни, совершали

неблагородные поступки. Ведь Печорин

сознательно, незаметно для самой Мери,

настроил ее против Грушницкого. Далее, в

дуэльном “спектакле” весь этот фарс с

незаряженным пистолетом кончился

трагически: один из участников дуэли стал

убийцей, другой жертвой, третий бесчестным

человеком.

Но как ни

странно, образ Печорина все же вызывает

симпатию у читателя. Наверное, потому, что в

герое романа еще не совсем умерли

благородство и жалость.

Печорин

после очередного трагического витка в

своей судьбе отправляется путешествовать,

пытаясь снова найти ответы на мучащие его

вопросы. Может быть, он решился на это в

надежде реализовать свои благородные

начала. Но на самом деле, как мне кажется, он

лишь продолжал убегать от своего

одиночества, с каждым новым шагом

по жизни

приближаясь к собственной трагедии.

Демоническое

одиночество в русской литературе не

кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той

или иной степени оно проявилось в таких

литературных героях, как князь Андрей

Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и

мир” и других. Этих героев объединяет, на

мой взгляд, стремление к яркой, наполненной

благородными событиями жизни, но

обстоятельства, а также черты их

собственного характера (самолюбие,

тщеславие) не дают им реализовать свои

мечты.

Сам поэт М.

Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством.

Уже будучи зрелым художником, он пришел в

своем творчестве к “Демону”, а может быть,

не к “Демону”, а через “Демона” к могучей

ненасытной жажде полнокровной жизни, к

земному многоцветному бытию, разлитому во

вселенной, и все-таки трагически

отдаленному от него.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)

Слов:533
Символов:5407
Размер:10.56 Кб.