Сочинения по литературеПушкин А.С.ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

В сороковые

годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был

написан цикл статей "Сочинения

Александра Пушкина", состоящий из

одиннадцати статей. Пятая статья посвящена

лирике Пушкина.

"Тайна

пушкинского стиха была заключена в тайне

поэзии" (В. Г. Белинский), поэзии жизни "он

созерцал природу и действительность под

особенным углом зрения, и этот угол был

исключительно поэтический" (В. Г.

Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в

стихотворении "Муза" (1821 г.):

В

младенчестве моем она меня любила

И

семиствольную цевницу мне вручила...

...Уже

наигрывал я слабыми перстами

И гимны

важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов. –

Взгляд

Пушкина полон поэзии:

Среди

зеленых волн, лобзающих Тавриду,

На утренней

заре я видел Нереиду.

"Нереида"

(1820 г.)

Упоение,

очарование поэта жизнью подчеркивается

использованием им античных образов: муз,

нереид, образа Афродиты, Дионеи и других.

Многим, в особенности ранним,

стихотворениям Пушкина присущ дух

античности.

Пережив

духовный "кризис", Пушкин обращается к

образам библейской мифологии: вместо поэта

- пророк, вместо музы -посланник бога,

шестикрылый Серафим. А стихотворении "Пророк"

(1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение

поэта, проникновение его в тайны бытия.

Перевоплощаются все чувства и способности

пророка:

Отверзи

вещие зеницы,

Как у

напутанной орлицы...

Моих ушей

коснулся он, -

И их

наполнил шум и звон:

И внял я

неба содроганье,

И горний

ангелов полет,

И дальней

лозы прозябанье...

Пророк

получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо

языка -"жало мудрыя змеи", вместо

трепетного сердца - "угль, пылающий огнем".

В завершение преображения пророка, бог

вкладывает в него свою "божественную

волю". Проникший в тайны бытия, постигший

диалектику жизни, поэт готов к выполнению

своей миссии.

Пушкин умел

видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:

.. .печаль

минувших дней

В моей душе

чем старе, тем сильней.

Мой путь

уныл сулит мне труд и горе

Грядущего

волнуемое море.

Он умел

искать и находить источники оптимизма в

реальной жизни:

...Я жить

хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне

будут наслажденья

Меж

горестей, забот и треволненья:

Порой опять

гармонией упьюсь,

Над

вымыслом слезами обольюсь,

И может

быть на мой закат печальный

Блеснет

любовь улыбкою прощальной.

"Элегия"

(1830 г.)

Источники

поэзии Пушкина, его творческого

вдохновения -гражданские идеалы, любовь и

дружба, окружающая природа, то есть сама

жизнь, во всей ее обыденности и

повседневности.

"Как

истиный художник, Пушкин не нуждался в

выборе поэтических предметов для своих

произведений, но для него все предметы были

равно исполнены поэзии. Что для прежних

поэтов было низко, то для Пушкина было

благородно; что для них была проза, то для

него было поэзия". (Белинский)

Пушкин

предпочитает осень весне и лету.

Стихотворение "Осень" (1833 г.) - это гимн

осени, которая представлена здесь со своей <

/p>

праздничной стороны. Ее "уныние"

превращается в своеобразную красоту:

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятны мне

твоя прощальная краса -

Люблю я

пышное природы увяданье,

В Багрец и

золото одетые леса...

Пушкин

воспел русскую зиму за ее самобытность,

отличие от "южных зим". В стихотворении

"Зимнее утро" (1829 г.) зима "облита

блеском роскошной поэзии":

Мороз и

солнце; день чудесный!..

...Под

голубыми небесами

Великолепными

коврами,

Блестя на

солнце снег лежит;

Прозрачный

лес один чернеет,

И ель

сквозь иней зеленеет,

И речка

подо льдом блестит.

Пушкин

использует в этом стихотворении образы,

казалось бы, совсем не поэтических

предметов: печь, лежанку, образ "бурой

кобылки", в первоначальном варианте

бывшей "черкесским конем", но все они у

поэта принимают поэтическое звучание,

необыкновенно соответствуют русской

действительности. "Поэзия Пушкина

удивительно верна русской

действительности, изображает ли она

русскую природу или русские характеры: на

этом основании общий голос нарек его

русским национальным, народным поэтом" (Белинский).

Но в своих

лирических произведениях поэт не столько

изображает окружающий мир, сколько

выражает свой внутренний. Основное

содержание мелких пьес Пушкина составляют

любовь и Дружба - чувства, наиболее сильно

владевшие поэтом и бывшие непосредственным

источником счастья и печали, горя и радости

его жизни. "Общий колорит поэзии Пушкина,

и в особенности лирической - внутренняя

красота человека и лелеющая

душу гуманность" (Белинский).

Пушкину

одному из первых удалось отразить красоту

внутреннего мира земного человека, чувства

художника, артиста.

Необыкновенной

теплотой и искренностью проникнуты!

дружеские послания Пушкина, в особенности

послания, обращенные к товарищам по Лицею. В

стихотворении "19 октября" (1825 г.)|

Пушкин обращается к Дельвигу:

...И ты

пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг

мой: твой голос пробудил

Сердечный

жар, так долго усыпленный,

И бодро я

судьбу благословил.

Пущина,

Горчакова и Дельвига Пушкин называет “друзьями”

своей души".

Любовь -

неизменный спутник поэзии Пушкина, так,

стихотворение "Я помню чудное мгновенье..."

(1825 г.) - не только! образец любовной лирики,

но и своего рода поэтическая биография

поэта.

В

стихотворении-воспоминании "Я вас любил..."

(1829 г.) воплощена идея жертвенности:

Я вас любил;

любовь еще быть может,

В моей душе

угасла не совсем;

Но пусть

она вас больше не тревожит;

Я не хочу

печалить вас ничем.

Поэт не

хочет огорчать и тревожить предмет своей

былой любви, не хочет причинять боль

воспоминаниями о прошедшем чувстве. "Он

ничего не отрицает, ничего не проклинает, на

все смотрит с любовью и благословением" (Белинский).

Поэтому, считает Белинский, "Читая его

творения можно превосходным] образом

воспитать в себе человека...".

"Поэзия

его чужда всего фантастического,

мечтательного, ложного,

призрачно-идеального; она вся проникнута

насквозь действительностью; она не кладет

на лицо жизни белил и румян, но показывает

ее в ее естественной, истинной красоте; в

поэзии Пушкина есть небо, но им всегда

проникнута земля" (Белинский).

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

Слов:608
Символов:9384
Размер:18.33 Кб.