Сочинения по литературеБулгаков М.А.Жизнь Булгакова в Художественном театре

Жизнь Булгакова в Художественном театре

«Театр автора», несущий истину людям, пытается осуществить себя и пробиться сквозь неукротимую игру актерских и режиссерских самолюбий. Тема писателя в театре оказывается в «Записках покойника» сугубо драматической по своей природе.

Максудов, попав в закулисье, оказывается сначала в зеленом шатре Гавриила Степановича, а потом в «предбаннике» Поликсены Торопецкой. С этим шелковым шатром и «предбанником» в роман о театре входит важный мотив взаимоотношений искусства и «конторы», не Филиной великой Конторы, а тех служб, которые призваны сопровождать и обеспечивать творческий процесс. Создатели театра, отводя «конторе» свое место, тем не менее всегда боялись ее разбухания, возможности перерождения силы второстепенной и подчиненной в силу решающую и основную.

Не ставя задачи прямого сопоставления художественной реальности Независимого театра с реальностью мха-товской, стоит коротко показать, как претворилась в романе та «малая история», которая сосредоточивалась в «конторе» и вольно или невольно пыталась «влиять» на большую историю театра, а то и подменять ее.

Известно, что театральные профессии и должности не совпадают по значению с аналогичными профессиями и должностями в штатном расписании обыкновенных учреждений. Скажем, скромная должность секретаря в мхатовской истории 20—30-х годов превратилась в силу почти воландовскую. Чтобы не объяснять долго, какую роль играла в театре хранительница «предбанника» Ольга Сергеевна Бокшанская, приведу выдержку из письма к ней Немировича-Данченко начала 30-х годов: «Кстати, Вы уверены, что у Вас, именно у Вас, информации о настроениях в театре правильные? Задаю этот вопрос без малейшей подозрительности и недоверия. Напротив, Вы всегда стараетесь быть чрезвычайно объективной, и когда высказываетесь от себя, то чувствуется, что у Вас опора на лучшую, благороднейшую часть театра. А все-таки хорошо держать под контролем свой собственный информационный аппарат. Пользуюсь случаем, — как выражаются в приветствиях, — засвидетельствовать Вам, что считаю Вас самым талантливым из всех секретарей, которые когда-нибудь и у кого-нибудь были».

Вдумайтесь в эти строки. Секретарь оказывается не просто делопроизводителем или помощником, но исследователем внутритеатральных течений и настроений, всех психологических тонкостей «самой сложной машины на свете» (в одном письме 1931 года Немирович-Данченко прямо вменяет в обязанности Бокшанской «быть знакомой со всеми психологиями в театре»).

Письма Ольги Сергеевны к своему руководителю — бесценный источник мхатовской истории советского времени. «Аккуратные, подробные, ясно-живописующие письма», по определению адресата, Бокшанская создавала неустанно на протяжении десятилетий, сознавая свою причастность к истории театра. Помешать работе образцово налаженного «информационного аппарата» не могли никакие обстоятельства. Даже в том письме, которое начинается с выражения сочувствия Немировичу-Данченко в связи со смертью его жены, — даже в этом письме великий секретарь остается сама собой: пропустив одну строчку, графически изобразив на листе бумаги «минуту молчания», она тут же продолжает ежедневный отчет о театральных делах и «психологиях», которые выше жизни и смерти.Описав в тонах романтической иронии мир, невидимый зрителю, Булгаков только начал подходить к тому, что составляет сущность театра. Вторая часть романа должна была, судя по всему, повествовать о репетициях и премьере «Черного снега». Люди, родившиеся в снах драматурга, должны были ожить в волшебной коробочке. Истина, им угаданная, должна была быть освоена, присвоена и транслирована в зал множеством творцов, бесконечно далеких от автора. Это коллективное освоение истины, эта груда человеческих зеркал, сначала дробящих единый образ правды, а потом собирающих и фокусирующих ее в магическом кристалле сцены, заключает в себе величие и силу театра. Они не устают поражать автора «Записок покойника». Подробнейшим образом воссоздав предрепетиционную суматоху, из которой, кажется, никогда ничего путного не выйдет, описав дрязги, скандалы и склоки, ералаш и неразбериху, глаз Максудова выхватывает среди прочих людей, толкущихся на сцене, отрешенную ото всех художницу из макетной. «Аврора Госье ходила по краю круга с измерительной рейкой, прикладывала ее к полу. Лицо Госье было спокойное, чуть печальное, губы сжаты. Светлые волосы Госье то загорались, точно их подожгли, когда она наклонялась к берегу рампы, то потухали и становились как пепел.

И я размышлял о том, что все, что сейчас происходит, что тянется так мучительно, все получит свое завершение.».

Образ светового луча, шарящего в темноте зала в поисках своего объекта, тема рампы, заливающей сцену «теплой живой волной света», — одна из самых поэтических и внутренне значительных тем книги о театре. Искусство пробивается сквозь затхлый быт и «организационные неполадки», призывает и вытаскивает на свет все лучшее в человеке-творце. Слезы восторга от высокой игры оправдывают удушье закулисья. Светлое видение Авроры Госье пред

вещает искупление всех страданий драматурга.

На первом же спектакле Учебной сцены Максудов испытывает чувство потрясения, которое осложнено какими-то атавистическими воспоминаниями, особого рода театральной памятью. Образ театра воссоздан ею не в формах современного Булгакову зрелища. Максудов «забывается» и вспоминает иной, древний облик театра, уходящий к дощатому балагану, к народу, смеющемуся на площади: «Мне очень хотелось надеть такой же точно кафтан, как и на актерах, и принять участие в действии. Например, казалось, что было бы очень хорошо, если бы выйти внезапно сбоку, наклеив себе колоссальный курносый пьяный нос, в табачном кафтане, с тростью и табакеркой в руке и сказать очень смешное, и это смешное я выдумывал, сидя в тесном ряду зрителей. Но произносили другие смешное, сочиненное другим, и зал по временам смеялся. Ни до, ни после этого никогда в жизни не было ничего у меня такого, что вызывало бы наслаждение больше этого».

Одновременная причастность творящих к волшебному и бытовому пространству осмыслена в канонических категориях: «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон.» Создатели театра, и прежде всего актеры, выходят из темноты закулисья в освещенное преображающее пространство. На страницах театрального завещания Булгакова возникает собирательный образ актерства как такового: творящего и прозябающего, мощного и суетного, царственного и зависимого, великого и ничтожного. Игровой инстинкт, способность к перевоплощению оценивается как величайший и таинственный дар природы.

С такой влюбленной и всепринимающей интонацией описывают шалости детей. Сама эта «детскость» и наивность актерской психологии, на которой играть гораздо легче, чем на гамлетовой флейте, почти обязательный спутник актерского дара. Пушкинская аттестация поэзии, которая «прости господи, должна быть глуповата», в еще большей степени, вероятно, приложима к миру актерства. «Глуповатость» есть открытость и распахнутость перед миром. Тот восторг, та святая «пустота», которая на наших глазах заполняется богатейшим духовным содержанием. Откуда это содержание берется — одна из самых коварных загадок театра, которую Булгаков отгадывать не решается.Те, кто целый год мажутся краской, перевоплощаются, истощаются, капризничают и дразнят друг друга, обладают даром мгновенного и зримого постижения человека. Настоящему актеру непосредственно открыт путь к живой сущности другого, как к своей собственной. Кажется, что он соприроден всему на свете. Замкнутый и чуждый «объект» становится «субъектом». Это таинственное и волшебное присвоение чужой сущности открывается в сценах в «предбаннике». Когда Елагин выслушал от Торо-пецкой послание из Индии от Аристарха Платоновича насчет того, что надо не сразу здороваться с женой полковника, а предварительно обойти стол кругом, актер изумился, но тут же попробовал. Он «сделал круг по комнате, как бы обходя что-то», еще раз изумился и возразил Торо-пецкой, а через нее как бы и самому индийскому мудрецу: «Не понимаю, жена полковника перед ним, а он почему-то пойдет.» Облитый ледяным презрением, он смутился, Торопецкая, относящаяся к любому слову патрона как к божественному предначертанию, ставит Елагина на место тем же способом, каким Бокшанская поставила на место Булгакова на генеральной «Врагов»: «Я думаю, что в ножки следовало бы поклониться Аристарху Платоновичу за то, что он из Индии.» «Что это у вас все в ножки, да в ножки», —-вдруг пробурчал Елагин, вызвав восторг Максудова. Но дальше произошло событие еще более интересное. Актер после того, как ситуация разрешилась (в конце письма Аристарх Платонович оставлял исполнителю право действовать по своему усмотрению), «повеселел и отколол такую штуку. Он махнул рукой у щеки, потом у другой, и мне показалось, что у него на моих глазах выросли бакенбарды. Затем он стал меньше ростом, надменно раздул ноздри и сквозь зубы, при этом выщипывая волоски из воображаемых бакенбардов, проговорил все, что было написано о нем в письме.

«Какой актер!» — подумал я».

Аристарх Платонович мгновенно соткался в воздухе перед изумленным Максудовым. Вот эту сверхъестественную силу, эту «черную магию» актерства Булгаков только затронул в романе о театре. Этой же самой силе он даст возможность развернуться во всю мощь в романе о дьяволе. Свита Воланда окажется великолепнейшей актерской труппой, лучшими в мире гаерами и шутами, призванными открыть людям истину. Сеанс черной магии в Варьете строится по законам идеального театра. Стихия шутовства, игры и перевоплощения открывается в закатном романе как стихия очистительного огня: горит «Грибоедов», взвивается пламя над нехорошей квартирой на Садовой, пылает Торгсин.

Театр Воланда вершит свой суд, испытывает человеческое в человеке. На этом фоне еще более жалким и смешным выглядит закулисье, его пошлые слуги и службы, все эти Лиходеевы, Римские, Варенухи, Бенгальские и буфетчики, подсовывающие простодушной публике осетринку «второй свежести». Театр Варьете зеркально повторяет топографию и морфологию Независимого театра.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Жизнь Булгакова в Художественном театре

Слов:1380
Символов:10199
Размер:19.92 Кб.
DK9781 Package Tracing | LE2543 Package Tracing | DT3740 Package Tracing | DZ8870 Package Tracing | TX8279 Package Tracing | TR6134 Package Tracing | GN6918 Package Tracing | TH2071 Package Tracing | GF8027 Package Tracing | DJ8306 Package Tracing | LU5425 Package Tracing | TD6804 Package Tracing | LE8122 Package Tracing | TW4792 Package Tracing | DF2694 Package Tracing | DT1830 Package Tracing | TR3749 Package Tracing | LB0940 Package Tracing | TK6262 Package Tracing | GB6063 Package Tracing | LV0756 Package Tracing | GV0610 Package Tracing | LS5603 Package Tracing | DU4754 Package Tracing | DS4804 Package Tracing | TB6158 Package Tracing | DF0149 Package Tracing | DO5146 Package Tracing | DB0328 Package Tracing | TD9471 Package Tracing | TL3571 Package Tracing | LG7002 Package Tracing | TR7525 Package Tracing | GT2055 Package Tracing | TP2441 Package Tracing | LV5233 Package Tracing | TJ7658 Package Tracing | DQ3652 Package Tracing | LF3057 Package Tracing | DO4516 Package Tracing | LE9770 Package Tracing | TO9086 Package Tracing | LK3424 Package Tracing | LX1263 Package Tracing | DK7544 Package Tracing | LP1465 Package Tracing | TV2972 Package Tracing | DL6350 Package Tracing | GY5873 Package Tracing | GU7087 Package Tracing | LQ4424 Package Tracing | GX8206 Package Tracing | DL4111 Package Tracing | LS8919 Package Tracing | GA9340 Package Tracing | DY1135 Package Tracing | TE4170 Package Tracing | TF1734 Package Tracing | TE4059 Package Tracing | LE4330 Package Tracing | GU7117 Package Tracing | DK0337 Package Tracing | DU8802 Package Tracing | GN6224 Package Tracing | GS6937 Package Tracing | TE7373 Package Tracing | DM4363 Package Tracing | GJ3133 Package Tracing | LS6685 Package Tracing | LQ5274 Package Tracing | DR1527 Package Tracing | LK9247 Package Tracing | LV9879 Package Tracing | TM3224 Package Tracing | TW6369 Package Tracing | LQ4104 Package Tracing | DZ4574 Package Tracing | GU0257 Package Tracing | DK6579 Package Tracing | TY8904 Package Tracing | TF7487 Package Tracing | GP6563 Package Tracing | DV7109 Package Tracing | DG8001 Package Tracing | LF8229 Package Tracing | TG4325 Package Tracing | GA4294 Package Tracing | TR7497 Package Tracing | TF5617 Package Tracing | TO2742 Package Tracing | DN8578 Package Tracing | TC9736 Package Tracing | DX2881 Package Tracing | LQ7935 Package Tracing | GV6538 Package Tracing | DO3589 Package Tracing | GX5430 Package Tracing | DD8711 Package Tracing | GU4049 Package Tracing | TK2157 Package Tracing | DE4610 Package Tracing | TF4933 Package Tracing | LM5203 Package Tracing | LO7615 Package Tracing | DU9242 Package Tracing | TD5891 Package Tracing | TN8334 Package Tracing | TJ2141 Package Tracing | GO3687 Package Tracing | TY8137 Package Tracing | DA4278 Package Tracing | GF0126 Package Tracing | LM9525 Package Tracing | GT5405 Package Tracing | DN1682 Package Tracing | TL4568 Package Tracing | TB7543 Package Tracing | TR3948 Package Tracing | GX2570 Package Tracing | LA1292 Package Tracing | GF1223 Package Tracing | TQ1958 Package Tracing | LA0679 Package Tracing | DT4367 Package Tracing | TJ7915 Package Tracing | LT7351 Package Tracing | GA7772 Package Tracing | LG5273 Package Tracing | DZ4075 Package Tracing | GI7708 Package Tracing | DZ8097 Package Tracing | GJ5181 Package Tracing | GL7522 Package Tracing | LM8584 Package Tracing | GM5262 Package Tracing | GO2099 Package Tracing | GS1420 Package Tracing | LF3654 Package Tracing | LT9025 Package Tracing | LK8294 Package Tracing | TS0561 Package Tracing | LB7316 Package Tracing | GO2899 Package Tracing | LI6229 Package Tracing | LD0308 Package Tracing | DR5269 Package Tracing | DO5450 Package Tracing | TW8522 Package Tracing | GY8070 Package Tracing | LV5737 Package Tracing |