Сочинения по литературеБулгаков М.А.Жизнь Михаила Булгакова

Жизнь Михаила Булгакова

Жизнь Михаила Булгакова была нелегкой. Много раз оказывался писатель в отчаянном положении, переживал крах своих творческих и бытовых надежд. Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра. В тот момент, в марте 1940 года, из тринадцати булгаковских пьес и инсценировок в Художественном театре шло всего две: «Дни Турбиных» и «Мертвые души», а главному произведению писателя — роману «Мастер и Маргарита» — еще более четверти века предстояло ждать своего читателя и зрителя. Известный при жизни лишь как автор нашумевших «Дней Турбиных», Булгаков становился все более легендарным и таинственным по мере того, как с театральных афиш исчезало его имя.

Несмотря на то что Булгаков любил театр самой искренней любовью, его отношения с Художественным театром складывались сложно. Он обладал прекрасным чувством сцены, немалыми режиссерскими и даже актерскими способностями. Однако, как известно, у руководителей Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, создавших новую эпоху в русском и мировом театральном искусстве, был свой взгляд на постановку пьес Булгакова. Это выражалось в том, что их сценический взгляд на такие, например, произведения Булгакова, как «Мольер» и инсценирована «Мертвых душ», сильно отличался от взгляда автора. Надо представить себе положение Булгакова, который не просто писал пьесы, а имел вполне профессиональные представления о том, как они должны быть поставлены. Мне кажется, будь обстоятельства чуть благосклоннее к Булгакову, он вполне мог бы стать одним из театральных лидеров, режиссером-постановщиком, и мы сегодня говорили бы о театре Михаила Булгакова, а не о теме «Булгаков и театр».

Итак, взгляды основателей Художественного театра на постановку пьес Булгакова не совпадали с мнением автора. Такое положение неминуемо приводило к различным конфликтам, уступать приходилось Михаилу Афанасьевичу. Далее события развивались еще более печально: в конце 1936 года, убедившись, что Художественный театр не может и не хочет защищать его авторские интересы, он после снятия «Мольера» переходит в Большой театр в качестве либреттиста-консультанта. Мы знаем, что своим непростым отношениям с Художественным театром Булгаков посвятил так и незавершенный «Театральный роман», где рядом с резкой сатирой на театральные нравы есть много доброго юмора и глубокого лиризма. По-моему, это говорит о свойствах его характера: Булгаков не был желчным и злопамятным человеком. Собственно говоря, это признак большого таланта.

Сложные отношения у писателя были и с властью. По счастливой случайности Булгаков не разделил участи сталинских жертв, сгинувших в ГУЛАГе, как Осип Мандельштам и другие. Такой случайностью, как известно, явился просмотр «Дней Турбиных» самим Сталиным, после чего вождь совершенно неожиданно для своего окружения положительно отозвался о пьесе. Ему понравилось, что Булгаков показал ситуацию краха самодержавия, а не то, что он создал тонкую психологическую драму о революции, уничтожающей цвет общества.

Палачи, уже потирающие руки в ожидании новой жертвы от культуры, были разочарованы, но тут же создали очередную легенду, что у отца народов абсолютный вкус и, стало быть, в Булгакове что-то есть. Благодаря этому «абсолютному вкусу» Сталина, великий драматург смог прожить некоторое время более или менее сносно. По звонку «сверху» были вновь разрешены к постановке снятые ранее цензурой «Дни Турбиных».

Я думаю, что и главный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» создавался писателем также с учетом будущей его постановки на сцене театра. Читая роман, я все время видел в своем воображении его героев на сцене в исторических костюмах и среди соответствующих декораций. Театральность героев романа, на мой взгляд, подчеркивает их яркая символичность. Например, Маргарита — это символ вечной любви. Понтий Пилат — символ вечного сомнения в божественной природе человека. Мне кажется, что некоторые главы романа, такие, как, например, «Бал сатаны», «Маргарита», «Понтий Пилат», «Прощение и вечный приют», имеют самостоятельную сценическую ценность. Это и неудивительно, ведь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» нашли завершение все его художественные и философские искания. Я уверен, что произведения Булгакова еще не раз удивят современного зрителя, высветившись неожиданными гранями. Это и есть высшая оценка творчества великого русского драматурга М. А. Булгакова.

Великий русский сатирик М.А Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. В романе «Дни Турбиных» и ранних рассказах мы видим человека попавшего в водоворот революционных перемен, в повести «Собачье сердце» переносимся в Москву 30-х годов, роман «Мастер и Маргарита» описывает Москву 30-х годов. Новая действительность показана в гротесковой манере, но именно это позволяет автору обнажить все те нелепости и противоречия, которые он видел вокруг себя в жизни.

Итак, место действия повести «Собачье сердце» — Москва, время —1924 год. Основа повествования — внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пёс наблюдает жизнь улицы и делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас». Он сочувствует

бедной барышне-машинистке, замёрзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках». «Ей и на кине

матограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз

украл…» В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама — нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». «Жаль мне

её, жаль. А самого себя мне ещё больше жаль», — сетует Шарик.

Другой полюс повести — профессор Преображенский который пришёл в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. Сам он поселился в Обуховом (Чистом) переулке, здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие по духу и по культуре.

Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М Покровского. Но, в сущности, в нем отразились тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «пречистенской». Булгаков уважительно и любовно относился к своему герою-ученому, профессор Преображенский — воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. Но вот ирония времени: гордый и величественный Филипп Филиппович, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург, занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев. Беспощаден авторский сарказм в отношении процветающих нэпманов и бывших пролетариев: они дорвались до власти и денег и предаются разврату, думая лишь о теле, а не о душе.

Итак, Преображенский видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине,

потому что «бог их знает, чего они туда плеснули». Но самое главное — он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет плохо тому, кто живет лучше. Ему не нравятся бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это — мираж, дым, фикция» — так оценивает профессор новую Москву.

В связи с профессором в повести начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова — тема Дома как средоточия человеческой жизни. большевики изничтожили Дом как основу семьи, как основу общества, повсюду идёт яростная

борьба за жилплощадь, за квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и пьесах устойчивая сатирическая фигура — председатель домкома? Он, преддомкома, — истинный центр малого мира, средоточие власти и прошлого, хищного

быта. Таким уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» Швондер, человек в кожаной тужурке, чёрный человек. Он в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у

того лишнюю площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата!» — гордо сказала женщина. «Да, я не люблю пролетариата», — печально согласился Филипп Филиппович».

И вот, наконец, происходит главное событие повести: профессору удаётся пересадить собаке гипофиз человека. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо-нелюдь, целиком унаследовавшее пролетарскую сущность

своего «предка», пьяницы Клима Чугункина. Безобидный Шарик превращается в человека с улицы. Первые произнесённые им слова были руганью, первое отчетливое слово — «буржуи». А потом — слова уличные: «не толкайся!», «подлец», «слезай с

подножки» и.т.п. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой » которого был люмпен — пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Усмешка жизни в том, что, едва встав на задние

конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его «папашу» — профессора. Это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, и Шариков уверен, что в этом ему поможет домком, который «интересы

защищает».

«— Чьи интересы, позвольте осведомиться?

— Известно чьи — трудового элемента.

— Филипп Филиппович выкатил глаза.

— Почему же вы — труженик?

— Да уж известно, не нэпман».

Шариков наглеет с каждым днём. К тому же он находит союзника — теоретика Швондера. именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ — самая важная вещь на свете. Формализм и бюрократия того времени преследует нашу страну и по сей день. Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком, естественно, оформив это соответствующим образом и отразив, как положено, в документах.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай всё созданное, а также главный принцип создавшегося «социалистического» общества — всеобщая уравниловка, называемая

равенством. К чему это привело — общеизвестно последний, заключительный аккорд шариковской деятельности — донос-пасквиль на профессора Преображенского. Нужно

отметить, что уже тогда, в 20-е годы, донос становится одной из основ социалистического общества. и измученный профессор воскрешает милого пса, не выдержав соседства с Шариковым. Значит ли это, что ему удаётся оградить себя от всего ужасного, что существует в Москве?

Итак, Москва 20-х годов в повести Булгакова «Собачье Сердце» — это город уходящей русской культуры, город уходящей русской культуры, город агрессивных пролетариев, бескультурья, грязи и пошлости.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Жизнь Михаила Булгакова

Слов:1540
Символов:11809
Размер:23.06 Кб.
DP6074 Package Tracing | LG7381 Package Tracing | DZ8306 Package Tracing | GO4196 Package Tracing | DJ7681 Package Tracing | TG4128 Package Tracing | LX7228 Package Tracing | DQ7564 Package Tracing | DN4864 Package Tracing | TD0983 Package Tracing | LF8271 Package Tracing | TI1364 Package Tracing | GI5331 Package Tracing | GA7075 Package Tracing | TC3882 Package Tracing | GN0024 Package Tracing | LN7768 Package Tracing | GS7230 Package Tracing | TU6616 Package Tracing | LU8537 Package Tracing | LS7188 Package Tracing | GI6171 Package Tracing | DW1860 Package Tracing | DD3972 Package Tracing | GR2924 Package Tracing | DB2977 Package Tracing | TO9921 Package Tracing | DT5052 Package Tracing | DG1659 Package Tracing | GQ0040 Package Tracing | GU8812 Package Tracing | TJ5975 Package Tracing | LL4465 Package Tracing | GX3554 Package Tracing | DS8338 Package Tracing | DF9209 Package Tracing | DO9919 Package Tracing | LW7208 Package Tracing | GE5972 Package Tracing | GW6204 Package Tracing | DC8348 Package Tracing | TV4613 Package Tracing | GN9759 Package Tracing | GQ1575 Package Tracing | LZ4109 Package Tracing | TD5123 Package Tracing | DT8963 Package Tracing | GH9473 Package Tracing | DP3793 Package Tracing | DZ9102 Package Tracing | GD2416 Package Tracing | TU9676 Package Tracing | TO6205 Package Tracing | GN0259 Package Tracing | LG8586 Package Tracing | GL9359 Package Tracing | LP4183 Package Tracing | GE0708 Package Tracing | DF0620 Package Tracing | TS7645 Package Tracing | DK9548 Package Tracing | TN1629 Package Tracing | TX3071 Package Tracing | DV3654 Package Tracing | DO9761 Package Tracing | GC0062 Package Tracing | DJ3251 Package Tracing | LC3319 Package Tracing | GM4248 Package Tracing | TG7531 Package Tracing | LP5131 Package Tracing | DH8525 Package Tracing | TR5764 Package Tracing | TW1023 Package Tracing | LQ3069 Package Tracing | GN2550 Package Tracing | TY9848 Package Tracing | LG3639 Package Tracing | TU3142 Package Tracing | LT9639 Package Tracing | DZ1931 Package Tracing | TD1069 Package Tracing | TS5230 Package Tracing | LB2321 Package Tracing | TL1714 Package Tracing | GY6032 Package Tracing | TK8552 Package Tracing | LC5862 Package Tracing | LJ9513 Package Tracing | DB2567 Package Tracing | TM0378 Package Tracing | GO5031 Package Tracing | LM7420 Package Tracing | DF1953 Package Tracing | GG7904 Package Tracing | DW4267 Package Tracing | LE7119 Package Tracing | LL0285 Package Tracing | TT4333 Package Tracing | DI3227 Package Tracing | TP2655 Package Tracing | TK4433 Package Tracing | GN0196 Package Tracing | DP6106 Package Tracing | TV9972 Package Tracing | DH1694 Package Tracing | LC3465 Package Tracing | DO2520 Package Tracing | LT9712 Package Tracing | LZ8166 Package Tracing | DQ8713 Package Tracing | DH0252 Package Tracing | LU3681 Package Tracing | LB1357 Package Tracing | LD5690 Package Tracing | GD8298 Package Tracing | TI0294 Package Tracing | DF8072 Package Tracing | TR1231 Package Tracing | TE0725 Package Tracing | TE0608 Package Tracing | LZ3596 Package Tracing | LR7983 Package Tracing | TT7156 Package Tracing | LL4058 Package Tracing | GP5094 Package Tracing | DX2389 Package Tracing | LU0172 Package Tracing | TT1711 Package Tracing | GH8492 Package Tracing | TL7835 Package Tracing | LH2980 Package Tracing | GG3504 Package Tracing | TX1093 Package Tracing | TM8610 Package Tracing | DR2252 Package Tracing | DY1425 Package Tracing | LY1842 Package Tracing | DQ5962 Package Tracing | TM6206 Package Tracing | GP5469 Package Tracing | GV3240 Package Tracing | DA5967 Package Tracing | GB0764 Package Tracing | LF2507 Package Tracing | LF5324 Package Tracing | TK7656 Package Tracing | TA5812 Package Tracing | GJ1364 Package Tracing | LU5116 Package Tracing |